Портал Специалиста ЖКХ: информационно-консультационная система
   
 
Присоединяйтесь! Мы уверены, Вы найдете массу полезных материалов...     
Подробнее о Портале

  Используемые сокращения
 

Консультационная система

Поисковая консультационная система сформирована из материалов ООО «АКЦ Жилкомаудит» при работе с субъектами ЖКХ.

Опрос

  1. Какие вы знаете интернет-ресурсы по теме ЖКХ?

Облако тегов


Журнал «Жилкомаудит» 4 \ 2023

В 2020 году вступили в силу изменения в Закон № 103-ФЗ о поступлении вносимых гражданами взносов на капитальный ремонт через платежных агентов непосредственно на счета региональных операторов и на специальные счета, на которых формируются фонды капитального ремонта. Кроме того, взносы на капитальный ремонт не могут поступать ни на специальные счета, ни на банковские счета управляющих организаций. Однако на практике такие правила не соблюдаются.

Обсудим эту проблему на конкретном примере


Журнал «Жилкомаудит» 4 \ 2023

В настоящий период появились первые судебные решения по спорам между ГЖИ и управляющими организациями, которые провели перерасчет платы за КР на СОИ в І квартале 2023 года за весь 2022 календарный год.

Несмотря на то, что есть решения судов, которые признали такой перерасчет несоответствующим закону, считаем, что проведенное нами обсуждение данного вопроса поможет решить возникшую для таких управляющих организаций проблему


Журнал «Жилкомаудит» 3 \ 2023

Описание ситуации

В целях принятия решения лицензирующим органом  - органом государственного жилищного надзора о продлении срока действия лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами лицензирующим органом (далее – орган ГЖН) проводится оценка соблюдения управляющей организацией (лицензиатом) лицензионных требований.

Имеют место случаи, когда органом ГЖН устанавливается нарушение управляющей организацией требований, предусмотренных п.6.1 ч.1 ст.193 ЖК РФ, заключающееся в том, что в ГИС ЖКХ в подразделе «Реестр объектов жилищного фонда» в отдельных многоквартирных домах указываемая управляющей организацией площадь жилых помещений не соответствует общей площади домов, сведения о которой автоматически выгружаются из Росреестра. Наличие такого несоответствия признается органом ГЖН основанием для вынесения решения об отказе в продлении срока действия лицензии.


Журнал «Жилкомаудит» 3 \ 2023

Описание ситуации

Федеральным законом от 21.07.2023 № 389-ФЗ внесены изменения в статью 420 НК РФ о признании объектом обложения страховыми взносами вознаграждений, производимых на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в пользу членов совета многоквартирного дома, включая председателя совета многоквартирного дома, избранных собственниками помещений в многоквартирном доме в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ (изменения в статью 420 НК РФ). Изменения вступают в силу с 1 января 2024 года.

Поскольку в ст.420 НК РФ имеется прямое указание о произведении таких выплат в рамках трудовых отношений, то отдельные управляющие организации заранее, оценивая последствия внесенных в Налоговый кодекс РФ изменений, задаются вопросами: во всех ли случаях выплаты вознаграждения членам (председателю) Совета МКД облагаются страховыми взносами, и возможно ли в целях экономии на налогах сделать получателей вознаграждений самозанятыми?


Журнал «Жилкомаудит» 2 \ 2023

Рассматриваемые в настоящей статье отношения связаны со случаями оплаты электрической энергии, потребляемой на СОИ в многоквартирных домах, оборудованных до 1 июля 2020 года многотарифными приборами учета электрической энергии. Случаи переоборудования отдельными потребителями принадлежащих им  приборов учета на однотарифные повлекли невозможность использования управляющими организациями дифференцированных тарифов на электрическую энергию, потребляемую в МКД на СОИ, что соответственно вызвало недовольство граждан, имеющих многотарифные приборы учета. Требования граждан произвести исходя из дифференцированных тарифов перерасчет платы за электрическую энергию, потребляемую на СОИ, поддерживаются ГЖИ.

Рассмотрим, решается ли в таких случаях возникшая для граждан и управляющей организации проблема


Журнал «Жилкомаудит» 2 \ 2023

Описание ситуации и обстоятельств

Часть 9.2 ст.156 ЖК РФ и пункт 29(2) Правил № 491 предусматривают случаи определения размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее – на СОИ), ежемесячно – исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов на СОИ или среднемесячных их объемов с последующим перерасчетом такой платы до объемов коммунальных ресурсов на СОИ, определенных исходя из показаний ОПУ. Такой порядок определения размера платы за КР на СОИ схож с порядком определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению при равномерном способе её внесения – в течение календарного года с корректировкой 1 раз в году по истечении календарного года.

В предыдущем номере журнала мы рассмотрели отношения по учету результатов корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению при равномерном способе её внесения при смене собственников помещений в многоквартирном доме*.



Журнал «Жилкомаудит» 1 \ 2023

Описание ситуации

При подаче горячей воды (теплоносителя) в многоквартирные дома с централизованной открытой системой теплоснабжения и ГВС между теплоснабжающими и управляющими организациями всегда спорным был вопрос об использовании в расчетах за горячую воду прибора учета тепловой энергии, установленного на вводе в многоквартирный дом и измеряющего кроме объема тепловой энергии, поданной в многоквартирный дом, объем (массу) теплоносителя, подаваемого в многоквартирный дом, а также прибора учета, измеряющего объем (массу) теплоносителя на обратном трубопроводе.


Журнал «Жилкомаудит» 4 \ 2022
В настоящем разделе рассмотрим последствия неисполнения управляющей организацией постановления Администрации муниципального образования о передаче детских площадок, расположенных на придомовой территории, по которой проведен кадастровый учет, в состав общего имущества в многоквартирном доме (по причине отсутствия решения собственников о принятии соответствующих объектов в состав общего имущества в многоквартирном доме) и возложении на управляющую организацию обязанности по приведению детских площадок в соответствие с ГОСТом
Журнал «Жилкомаудит» 3 \ 2022

Описание ситуации

В условиях отсутствия до 1.09.2022 г. установленного Правительством РФ порядка перерасчета размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые на содержание общего имущества (на СОИ), и обязанности управляющих организаций принять на свои расходы (не покрываемые доходами от потребителей) стоимость коммунальных ресурсов, потребляемых в многоквартирных домах на СОИ, исходя из разницы, превышающей такую стоимость, определяемую исходя из начисляемой управляющей организацией потребителям платы за коммунальные ресурсы на СОИ по нормативам потребления коммунальной услуги, не редкими стали случаи преднамеренного вывода управляющими организациями из строя установленных в МКД общедомовых приборов учета холодной (горячей) воды.


Журнал «Жилкомаудит» 2 \ 2022
Поскольку жилищное законодательство не регулирует отношения по оплате потребителями коммунальных услуг или лицами, управляющими многоквартирными домами, услуг по отведению от многоквартирных домов поверхностных сточных вод, то, казалось бы, проблем в таких отношениях быть не может.
Однако, как показала практика, имеются случаи, когда организации, осуществляющие деятельность по водоотведению, требуют от лиц, управляющих многоквартирными домами, заключения таких договоров, а лица, управляющие многоквартирными домами, заключают такие договоры. Рассмотрим причины и последствия формирования таких отношений

Журнал «Жилкомаудит» 1 \ 2022
Принятые Верховным Судом РФ в декабре 2021 г. новые решения о порядке определения объемов сточных вод на СОИ с применением пп. «в» п.21(1) и пп. «в(4)» п.21 Правил № 124 во взаимосвязи с п.42 Правил № 354 не только не прояснили, а еще больше усложнили соответствующие взаимоотношения между УО и РСО. Попробуем разобраться какие решения могут быть приняты УО и РСО с учетом сложившейся проблемы
Журнал «Жилкомаудит» 4 \ 2021
Аппараты питьевой воды, водоматы или вендинговые автоматы по продаже питьевой воды в розницу (далее также - аппараты), устанавливаемые на городских улицах, в т.ч. на фасадах зданий и многоквартирных домов, – уже не редкость. Водомат имеет сменный фильтр, купюроприёмник и разливной механизм, предназначен для продажи питьевой воды, в т.ч. в тару покупателя. Для функционирования водомата необходимо подключение к сетям холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения.
Для размещения таких водоматов на фасадах многоквартирных домов управляющие организации, товарищества (далее – управляющая организация), имеющие соответствующие полномочия, заключают договор аренды 1 кв.м фасада МКД и осуществляют подключение такого аппарата к внутридомовым инженерным системам холодного водоснабжения, водоотведения и электроснабжения. Блок очистки воды устанавливается, как правило, в техническом помещении МКД (в подвале).

Журнал «Жилкомаудит» 3 \ 2021

Описание ситуации

В отдельных регионах РФ продолжает действовать порядок внесения платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года с применением до 1 января 2022 года нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, установленных органами местного самоуправления из расчета на 12 месяцев внесения платы.

В отношениях по расчетам за тепловую энергию между управляющими и теплоснабжающими организациями имеют место неурегулированные ими вопросы, связанные с порядком оформления актов поставки тепловой энергии, счетов фактур, содержащих сведения об объемах и стоимости тепловой энергии, поставленной в многоквартирные дома, оборудованные и не оборудованные ОПУ тепловой энергии, или в которых ОПУ вышел из строя и не восстановлена его работоспособность в период более 3х месяцев, а также с  формированием размера обязательств (размера задолженности) управляющей организации перед теплоснабжающей организацией по оплате поставленной в многоквартирные дома тепловой энергии на отопление.

В качестве проблемы, возникающей из неурегулированных таких отношений, рассмотрим следующий встретившийся нам вариант определения сторонами договора теплоснабжения объемов тепловой энергии, поставляемой в целях отопления МКД. Такой объем по условиям договора теплоснабжения определяется:

-       в МКД с ОПУ – исходя из показаний ОПУ

-       в МКД без ОПУ – исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, установленных из расчета на 12 месяцев.

Такой учет объемов тепловой энергии приводит к тому, что тепловая энергия на отопление поставляется в дома с ОПУ и учитывается в объемах поставки только в отопительный период, а в дома без ОПУ – в отопительный и в неотопительный период.

По таким образом определенным объемам поставки тепловой энергии, отраженным в актах поставки, теплоснабжающая организация формирует счета-фактуры, по которым определяется размер обязательств управляющей организации перед теплоснабжающей организацией по оплате тепловой энергии.

В таком случае у управляющей организации возникает справедливый вопрос о правомерности со стороны теплоснабжающей организации формирования требований к управляющей организации по оплате тепловой энергии, не поставленной в многоквартирные дома в течение неотопительного периода.

Рассмотрим эту проблему с учетом позиции одной из управляющих организаций, по мнению которой теплоснабжающая организация не вправе формировать акты поставки тепловой энергии и счета-фактуры в месяцы неотопительного периода, и неполная оплата УО таких счетов не может формировать дебиторскую задолженность управляющей организации по оплате за тепловую энергию в теплоснабжающую организацию.


Журнал «Жилкомаудит» 2 \ 2021

Описание ситуации

Несмотря на имеющуюся в настоящий период выраженную неоднократно позицию Верховного Суда об определении объемов тепловой энергии на подогрев воды в многоквартирных домах с централизованной и нецентрализованной системой горячего водоснабжения исходя из нормативов тепловой энергии на подогрев воды, в ряде регионов продолжается практика расчетов за тепловую энергию, поставленную в многоквартирные дома с индивидуальными тепловыми пунктами, исходя из фактических объемов тепловой энергии, измеренных ОПУ тепловой энергии.

При этом определение фактических объемов тепловой энергии производится как в расчетах за неё между управляющими и теплоснабжающими организациями, так и в расчетах за горячую воду между управляющими организациями и потребителями. По указанной причине возвращаемся к этой теме*.

Поскольку Институт управления ЖКХ привлекается судами в качестве экспертной организации для проверки (экспертизы) правильности расчета платы за коммунальные услуги, то в рамках проведения одной из таких экспертиз нам стала известна информация о том, что не только управляющие организации или теплоснабжающие организации (при прямых договорах с потребителями) считают правильными расчеты с потребителями за горячую воду с учетом фактически потребленной в целях производства горячей воды тепловой энергии, но такой позиции придерживаются и органы госжилнадзора в отдельных регионах.

В качестве основания соответствующей позиции управляющими организациями и органами госжилнадзора приводятся положения п.54 Правил № 354, в соответствии с которыми при определении размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению применяется формула 20, предусматривающая расчет удельного расхода коммунального ресурса, используемого в многоквартирном доме в целях производства горячей воды, по формуле 20.1.

Соответственно и управляющие организации, и специалисты ГЖИ применяют формулу 20.1 для определения по ней удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды исходя из объемов тепловой энергии, измеренной ОПУ.

Рассмотрим соответствующую позицию управляющей организации и ГЖИ на конкретном примере расчетов за горячую воду в неотопительный период, который был сделан специалистами ГЖИ одного из регионов по запросу в ГЖИ одного из потребителей о правильности определения размера платы за горячую воду по его квартире, после чего, как всегда представим наш комментарий, и соответствующие разъяснения.




Журнал «Жилкомаудит» 1 \ 2021

Описание ситуации

На практике в управлении управляющих организаций находятся многоэтажные дома – бывшие общежития коридорного типа, комнаты в которых были приватизированы, в связи с чем такие здания были сняты с баланса муниципалитетов как общежития.

Такие дома передаются в управление управляющим организациям органами местного самоуправления (по конкурсу или по ч.17 ст.161 ЖК РФ) или принимаются в управление по решению управляющих организаций и собственников помещений в таких домах.

Принимая в управление дома бывших общежитий управляющая организация включает в перечень работ, услуг только те работы, услуги, которые исходят из Минимального перечня работ, услуг и относятся исключительно к содержанию таких помещений общего пользования в зданиях бывших общежитий, как: холлы, лестничные клетки, колясочные, подсобные и другие помещения, аналогичные помещениям, входящим в состав общего имущества в многоквартирных домах.

Однако, осуществляя деятельность по управлению жилыми домами – бывшими общежитиями коридорного типа, управляющие организации сталкиваются с проблемой, связанной с их понуждением органом ГЖН, органом муниципального жилищного контроля, а также в судебном порядке осуществлять надлежащее содержание всех помещений, относящихся к местам общего пользования всех собственников помещений в управляемых таких домах, а именно: коридоров, кухонь, душевых, туалетов, бельевых, гладильных, кладовых, постирочных, общих гардеробов, служебных комнат для обслуживающего персонала, которые признаются общим имуществом собственников помещений в жилом доме.

Исходя из общего начала жилищного законодательства об обязанности управляющих организаций обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, которое не предназначено для удовлетворения личных нужд проживающих граждан в многоквартирном доме, несомненно «странными» являются решения судов о возложении на управляющие организации обязанностей по надлежащему содержанию указанных помещений.

Проблема о возложении на управляющую организацию обязанностей по обеспечению надлежащего содержания всех помещений, относящихся к общему имуществу собственников комнат в жилом доме, признаваемым ранее общежитием, рассмотрена в настоящей статье по примерам соответствующей судебной практики, анализ который позволит выявить причину такой позиции контролирующих органов и судов, а управляющим организациям принять решение, исключающее возложение на них таких обязанностей в дальнейшем.


Журнал «Жилкомаудит» 6 \ 2020

Описание ситуации

Вопросы налогообложения вознаграждения членов и(или) председателя совета многоквартирного дома мы не раз рассматривали на страницах нашего журнала*. При очередном обращении к этой теме мы обнаружили большое количество консультаций в сети Интернет по теме заключения договоров между управляющими организациями и собственниками помещений в многоквартирном доме для выплаты вознаграждения председателю совета многоквартирного дома и единодушное мнение всех консультантов об обязанности управляющей организации начислить и перечислить в бюджет с суммы выплачиваемого ею вознаграждения страховые взносы и налог на доходы физических лиц. Такое мнение основано на позиции Минфина России по данному вопросу, которое постоянно представляется в многочисленных его разъяснительных письмах.

Напомним, что Минстрой России в одном из своих писем выразил мнение, что при поступлении в управляющую организацию денежных средств по отдельной плате (взносу) на вознаграждение председателю совета МКД такие средства не подлежат налогообложению.

С таким мнением Минстроя России не соглашается Минфин России, который в одном из своих последних писем указал, что согласно положению о Минстрое России, представление разъяснений порядка применения Налогового кодекса РФ не относится к компетенции Минстроя России.

Поскольку наше мнение совпадает с позицией Минстроя России, то в силу имеющих место двух разных мнений, данный вопрос рассматриваем в настоящей рубрике журнала. Начнем обсуждение этого вопроса с соответствующих писем Минстроя России, Минфина России и решений по данному вопросу судебных органов.



* см. журнал Жилкомаудит № 2-2014 стр.39; № 3-2015 стр.45; № 2-2016 стр.69; № 3-2017 стр.48.


Журнал «Жилкомаудит» 5 \ 2020

Описание ситуации

Вопросы, связанные с регистрационным учетом граждан, мы неоднократно рассматривали на страницах нашего журнала*. Однако, как показывает практика, у отдельных управляющих организаций остается недопонимание по порядку организации исполнения правил участия управляющих организаций в обязательных регламентах, предусмотренных соответствующим законодательством, в т.ч. по порядку учета расходов, возникающих у управляющих организаций, связанных с работой паспортного стола, а также с выдачей справок гражданам, связанных с их регистрацией по месту жительства или с их владением жилыми помещениями.

На примере приведенного ниже случая организации управляющей организацией предоставления гражданам услуг, связанных с их регистрацией, а также с выдачей запрашиваемых гражданами справок о составе семьи, выписки из финансово-лицевого счета и других, рассмотрим к каким проблемам для управляющей организации может привести её недопонимание в организации предоставления гражданам соответствующих услуг.



* последние публикации – см.журнал Жилкомаудит № 2-2018 стр.15-16, стр.122-123


Журнал «Жилкомаудит» 4 \ 2020

До настоящего времени продолжается практика заключения агентских договоров на оказание услуг по приёму платы за ЖКУ. Рассмотрим, к каким последствиям может привести продолжение такой практики в условиях исполнения агентом требований Закона о ККТ к выдаче потребителям кассовых чеков

Описание ситуации

В соответствии с ч.15 и ч.16 ст.155 ЖК РФ управляющие и ресурсоснабжающие организации вправе для осуществления расчетов с потребителями и взимания платы за ЖКУ привлекать представителей.

По сложившейся практике такими представителями могут выступать:

- расчетные (расчетно-кассовые) центры, осуществляющие приём платы за ЖКУ в пользу товариществ, кооперативов, управляющих и ресурсоснабжающих организаций;

- управляющие организации, осуществляющие приём платы в пользу товариществ, кооперативов, других управляющих и ресурсоснабжающих организаций;

- ресурсоснабжающие организации, осуществляющие приём платы в пользу товариществ, кооперативов, управляющих или других ресурсоснабжающих организаций.

Деятельность организаций по приёму платежей граждан в пользу получателей таких платежей, в т.ч. деятельность по приёму платы за ЖКУ в пользу управляющих и ресурсоснабжающих организаций, регулируется Законом № 103-ФЗ, в соответствии с которым организации, принимающие платежи в пользу их получателей именуются платежными агентами, а организации – получатели платежей именуются поставщиками. Договор, который заключается между поставщиком и платежным агентом именуется договором на осуществление деятельности по приёму платежей граждан в пользу поставщика.

При этом ч.1 ст.4 Закона № 103-ФЗ предусмотрено два варианта осуществления платежным агентом деятельности по приёму платы: когда платежный агент вступает в отношения с гражданином – плательщиком по приёму от него наличных денежных средств в пользу поставщика от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика.

До настоящего времени продолжается практика заключения агентских договоров на оказание услуг по расчетам за ЖКУ между лицом, принимающим платежи за ЖКУ (агентом, платежным агентом или оператором) и организациями, оказывающими ЖКУ (принципалами, поставщиками). При этом стороны таких договоров руководствуются при их заключении одновременно и нормами Закона № 103-ФЗ нормами об агентских договорах, регулируемых ст.1005-1011 ГК РФ.

В соответствии с п.1 ст.1005 ГК РФ агент осуществляет деятельность по поручению принципала, заключая агентский договор, по которому агент может исполнять поручение принципала от своего имени и за счет принципала, или от имени принципала и за счет принципала.

В связи с установлением обязанности лиц, принимающих платежи за ЖКУ, оформлять кассовые чеки на суммы принятых от граждан платежей, продолжение именно агентских отношений может привести к проблемам, связанным с исполнением агентом и принципалом требований Закона № 54-ФЗ о применении ККТ при приеме платы за ЖКУ и оформлении (выдаче) плательщикам кассовых чеков.

Суть проблемы заключается в том, что правила организации деятельности агента по поручению принципала, регулируемые ст.1005 – 1011 ГК РФ, отличаются от правил организации деятельности платежного агента, принимающего платежи граждан по поручению поставщика, регулируемых Законом № 103-ФЗ.

Соответственно, требования о применении ККТ и оформлении (выдаче) потребителям кассовых чеков, установленные Законом № 54-ФЗ, приводят к разным последствиям для участников агентских отношений (агента и принципала) и для участников отношений по приёму платежей (платежных агентов и поставщиков).

О таких разных последствиях разъясняет и Минфин России в своих письмах, рассматривая применение требований Закона № 54-ФЗ агентами и платежными агентами.

Организации, заключающие договоры на приём платы за ЖКУ, пытаются изменить ранее действующие договоры, в т.ч. с учетом разъяснений Минфина России.

Именно с такого примера мы и начнем рассмотрение обсуждаемой в данной рубрике по заявленной теме проблеме.


Журнал «Жилкомаудит» 2 \ 2020

Описание ситуации

В соответствии с пп. «б» п.21(1) Правил № 124 объем коммунального ресурса в первые 3 месяца после выхода ОПУ из строя определяется исходя из среднемесячного объема коммунального ресурса, определяемого в соответствии с Правилами № 354. По применению соответствующей формулы мы уже давали разъяснения на страницах нашего журнала[1].

Основанием для отнесения к проблеме вопроса о порядке определения объемов коммунальных ресурсов, поставляемых в многоквартирный дом в целях содержания общего имущества (далее – коммунальных ресурсов на СОИ) в первые три месяца после выхода из строя ОПУ, послужило переданное нам судебное решение, в котором суд поддерживает порядок определения таких объемов, не соответствующий предусмотренному пп. «б» п.21(1) Правил № 124.

Так Арбитражным судом Краснодарского края рассматривался спор между РСО и ТСЖ по порядку определения задолженности по оплате горячей воды, в том числе за месяц, в котором производилась поверка ОПУ. Указанным судом было вынесено решение от 23.01.2020г. по делу № А32-14200/2019, в соответствии с которым при расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, в котором производилась поверка прибора учета, по п. 59(1) Правил № 354 должны приниматься не среднемесячные показания коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий период, а среднемесячный объем потребления коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий период. То есть по мнению суда при применении пп. «б» п.21(1) Правил № 124 следует руководствоваться п.59(1) Правил № 354, который по мнению суда предусматривает порядок определения среднемесячного объема коммунального ресурса, потребленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме за период не менее 6 месяцев, предшествующих периоду выхода общедомового прибора учета из строя.

Не можем согласиться с позицией суда, в связи с чем рассмотрим возникшую проблему на примере материалов указанного судебного спора.



[1]См. журнал ЖИЛКОМАУДИТ № 4-2017 стр. 129-132


Журнал «Жилкомаудит» 2 \ 2020

Описание ситуации

В соответствии с ч.9 ст.157.2 ЖК РФ, пп. «б» п.17 Правил № 354 в многоквартирных домах, в которых не выбран способ управления многоквартирным домом, коммунальные услуги потребителям предоставляет ресурсоснабжающая организация. При этом в соответствии с ч.5 ст.154 ЖК РФ и п.40 Правил № 354 в таких многоквартирных домах потребитель в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества (далее – плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды или ОДН).

Согласно сложившейся правоприменительной практике порядок выбора способа управления многоквартирным домом регулируется ч.2 ст.161 ЖК РФ, в соответствии с которой способ управления выбирается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании (п.4 ч.2 ст.44 ЖК РФ).

Соответственно, рассматриваемая проблема исходит из вопроса: относятся ли случаи управления многоквартирным домом управляющей организацией, назначенной ОМС для управления многоквартирным домом по результатам открытого конкурса или без проведения открытого конкурса в соответствии с ч.17 ст.161 ЖК РФ (далее – временная управляющая организация), а так же заключившей договор управления многоквартирным домом с застройщиком, к случаю не выбора способа управления в многоквартирном доме.

Если к ответу на заданный вопрос подходить только с позиции положений ч.2 ст.161 ЖК РФ, то во всех случаях управления многоквартирным домом управляющей организацией при ее выборе ОМС или застройщиком, способ управления в таком многоквартирном доме признается не выбранным.

Такую ситуацию усугубляет положение ч.5 ст.154 ЖК РФ, согласно которой плата за коммунальные услуги на ОДН подлежит внесению потребителями «в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован».

Из совокупности положений ч.2 ст.161 ЖК РФ и ч.5 ст.154 ЖК РФ следует, что управляющие организации, выбранные ОМС или застройщиком, не только не обязаны приобретать у РСО коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества (далее – на СОИ), но и не должны приобретать у РСО коммунальные ресурсы в целях предоставления коммунальных услуг.

Указанная ситуация действительно признается проблемной, и не предсказуемо какие решения по соответствующим спорам будут принимать суды.

Рассмотрим эту проблему на примере судебного спора между РСО и УО, по результатам рассмотрения которого постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 мая 2019 г. по делу № А75-9540/2018 ресурсоснабающей организации было отказано во взыскании с управляющей организации (в материалах дела – Общество), назначенной ОМС для управления многоквартирным домом до проведения открытого конкурса, задолженности за электрическую энергию, поставленную в многоквартирные дома на содержание общего имущества.




Статьи 1 - 20 из 67
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец



^  Наверх