Синтаксис поискового запроса:
Логические операторы позволяют строить более сложные запросы, например:
В 2022 году мы уже рассматривали вопросы, связанные с отсутствием обязанности лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, производить оплату Водоканалу за отвод поверхностных сточных вод от земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме*. Как показала практика, продолжают иметь место проблемы организации обслуживания объектов ливневой канализации, расположенных в границах земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, когда организации, осуществляющие водоотведение, отказываются от такого обслуживания по основанию непризнания ими таких объектов, как находящихся в их эксплуатационной ответственности.
Рассмотрим эту проблему и разъясним незаконность предъявляемых к лицу, осуществляющему управление многоквартирном домом, требований по обеспечению обслуживания объектов ливневой канализации, расположенных на придомовой территории
В п.5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2023), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2023 приведена позиция Верховного Суда Российской Федерации по одному из споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав, - об отнесении абонентских почтовых ящиков к общему имуществу в многоквартирном доме и об обязанности управляющей организации обеспечить их надлежащее техническое состояние.
Приведем обоснование соответствующей позиции Верховного Суда Российской Федерации, после чего представим наш комментарий.
Вопрос:
Согласно ч.5 ст.15 ЖК РФ Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ БАЛКОНОВ, лоджий, веранд и террас.
В 2013 году Росреестр в письме от 16.08.2013г.№08-2641-КП указал, что в случае выявления в ГКН сведений о общей площади помещения с учетом балконов, лоджий считает целесообразным принимать решения об исправлении технической ошибки в силу п.5 ст.15 ЖК РФ и п.6 Требований к определению площади от 30.09.2011 №531.
Данные требования утратили силу, в связи с утверждением Приказа Росреестра от 23.10.2020 N П/0393.
Согласно п.1 которого: "Настоящие требования применяются при подготовке документов для целей государственного кадастрового учета объектов недвижимости в случае определения площади зданий с назначением "жилое", "многоквартирный дом" и т.п., основной характеристикой которых является площадь или площадь застройки.
Настоящие требования не применяются для иных установленных законодательством случаев, при которых предусмотрено определение площади объектов недвижимости, в том числе при определении площади (приведенной площади, общей площади) здания или помещения в случае, указанном в части 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в случае определения площади здания или помещения для целей реализации жилищных прав на жилые помещения (часть 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также при государственном учете жилищного фонда (часть 5 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации.
А также в п.12.1. требований N П/0393 указано, что "Площадь жилого помещения (квартира, комната в квартире) состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, рассчитанных по их размерам, измеряемым между поверхностями стен и перегородок, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас, эксплуатируемой кровли."
Однако Верховный суд РФ в определении от 03.07.2018 №19-КГ18-9 указал иную позицию, признал балкон не общедомовым имуществом и обязал зарегистрировать на него право собственности. Минстрой в 2021 году подтвердил в "Информации", опубликованной на сайте 06.12.2021 года, указанную позицию и указал:
"Согласно действующему федеральному законодательству (Жилищному кодексу, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, Гражданскому кодексу) к общему имуществу в многоквартирном доме относятся только балконные плиты. Поэтому парапет и козырек балкона, балконные двери и проемы, окна - все это относится к личному имуществу, содержание которого осуществляет собственник самостоятельно."
На основании изложенного, просим пояснить актуальна ли в настоящее время позиция, что балкон входит в общедомовую площадь? Что делать если в выписке ЕГРН общая площадь квартиры указана с площадью балкона и на неё (вместе с балконом) зарегистрировано право собственности? Однако в приложении к выписке в плане помещения отдельно указаны площадь квартиры без балкона и площадь балкона.
Каким образом производить начисления платы в таком случае?
1. Применять площадь указанную в выписке вместе с балконом?
2. Применять площадь указанную в выписке вместе с балконом и указать собственнику на необходимость обратиться в Росреестр за исправлением технической ошибки?
3. Применять по умолчанию п.5 ст.15 ЖК РФ и при расчете платы за ЖКУ брать S без балкона?
В июле 2023 года Минстрой России высказал позицию о правомерности размещения собственниками помещений наружнего блока кондиционера на фасаде МКД без проведения общего собрания собственников по данному вопросу.
В п.3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2023) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023) приведен вывод Верховного суда, вытекающий из Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2023 № 5-КГ22-150-К2, согласно которому использование одним из собственников общего имущества многоквартирного дома, в том числе фасада здания, для размещения наружного блока кондиционера осуществляется в соответствии с решением общего собрания собственников помещений этого дома.
Приведем позицию Минстроя России по указанному вопросу и позицию Верховного Суда РФ, а затем представим краткий комментарий АКЦ Жилкомаудит.
Вопрос:
В 2018 г. УО в МКД установлены ОДПУ электрической энергии присоединенные к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) за счет средств жителей.
Согласно п. 31(1). Управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, обязаны:
д) при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и не позднее 26-го числа текущего месяца направлять полученные показания ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном заключенным управляющей организацией, товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией договором о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. В отношении коллективных (общедомовых) приборов учета, подключенных к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), обязанность по снятию показаний с приборов учета электрической энергии возлагается на владельца соответствующей интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), а предоставление показаний таких приборов учета электрической энергии осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.06.2020 № 950).
Может ли УО признаваться владельцем интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) установленной за счет средств жителей МКД?
УО или ГП должен снимать показания с интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности)?
Вопрос:
Разъясните, пожалуйста, что должна предпринять УО в случае отсутствия кадастрового паспорта на МКД (ранее ОМСУ был составлен кадастровый паспорт на группу МКД)?
Речь идёт о кадастровом паспорте земельного участка, выданном на группу домов органами Росреестра. На тот момент эти дома входили в одно ТСЖ, на сегодняшний день это ТСЖ ликвидировано.
Вопрос:
Должна ли УО для внесения изменений в технический паспорт МКД обращаться в БТИ, или это может сделать сотрудник УО? Если УО имеет право вносить изменения в тех.паспорт МКД без привлечения БТИ, то каким образом правильно оформить такие изменения?
Вопрос:
МКД в управлении УК. Исполнителем КУ по электроснабжению является Энергосбыт (прямые договоры). В УК обратился оператор связи, желающий установить на придомовой территории вышку сотовой связи и подключиться к электрическим сетям МКД (после ОПУ ЭЭ МКД). Оператор связи готов установить свой ПУ и оплачивать стоимость потребленной своим оборудованием электроэнергии. УК и собственники помещений не против. Вправе ли УК разрешить подключение оборудования оператора связи к ВДИС? Не будет ли здесь нарушение каких-либо норм?
Вопрос:
ГЖИ выдала УК предписание устранить нарушение, которое выражается в том, что по подвалу МКД транзитом протянуты сети водоснабжения к стороннему объекту (кафе) без решения общего собрания собственников помещений на использование общего имущества. Само по себе подключение кафе таким образом было согласовано несколько лет назад РСО с согласия УК, ранее управлявшей домом. Действующая УК считает, что ГЖИ превышает свои полномочия, по сути это вмешательство в хоз. деятельность (жители не получают доход от аренды общего имущества, но публичные нормы (постановления 491, 170 и пр.) при этом не нарушаются). Имеются ли у ГЖИ полномочия выдавать такие предписания?
Вопрос:
Добрый день!
Разъясните, пожалуйста, относится ли к обязанностям УО техническое содержание электроплит в квартирах МКД.
Из Правил №170 (п.5.6.20,.5.6.21 и 5.6.22) можно сделать вывод, что относится; но граница раздела эксплуатационной ответственности по сетям электроснабжения между УО и собственниками помещений в МКД, согласно договору управления, - до ИПУ э/э.
Вопрос:
Разъясните, пожалуйста, какую площадь кровли, чердака, подвала и т.п. должна УО применять при расчёте размера платы за содержание жилого помещения по таким видам работ, как очистка от мусора и грязи кровли, чердака и подвала.
УО применяет проектные площади соответственно кровли, чердака и подвала. Собственники считают, что достаточно взять, например, 1 кв.м.
Возможно ли уменьшение планируемых объёмов работ по содержанию ОДИ по желанию собственников?
Вопрос:
Относятся ли мачты освещения, расположенные на придомовой территории, к общему имуществу в МКД, расходы по содержанию которого несут собственники помещений в данном МКД? Согласно проектной документации мачты освещения запитаны от трансформаторной подстанции, там же расположены ВРУ придомового освещения и прибор учета, фиксирующий объемы потребления электрической энергии.
Вопрос:
Службой строительного надзора и жилищного контроля в адрес управляющей компании выдано предписание в части утепления стены МКД. Жители представили в управляющую компанию протокол собрания, в котором приняли решение "не утеплять стену". Как снимать предписание с контроля? Имеет ли право УК вопреки решению собственников выполнить работы по утеплению стены?