Синтаксис поискового запроса:
Логические операторы позволяют строить более сложные запросы, например:
Вопрос:
По мнению гарантирующего поставщика, в силу действующего регулирования возникают дискриминационные условия, при которых стоимость электрической энергии, подлежащей использованию для целей общедомовых нужд, для собственника (пользователя) нежилого помещения, не относящегося к категории «население», будет зависеть от выбора способа управления в многоквартирном доме. При этом не изменяется категория потребителя, являющегося собственником нежилого помещения, характеристики нежилого помещения (площадь и т.д.).
Просим подтвердить или опровергнуть наличие таких дискриминационных условий и разъяснить: с использованием какой цены (тарифа) необходимо осуществлять расчет платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, собственнику (пользователю) нежилого помещения в многоквартирном доме при выборе и реализации собственниками помещений следующих способов управления в МКД: 1) непосредственное управление собственниками помещений, 2) управление ТСЖ или управление управляющей организацией, 3) при неосуществлении собственниками выбора способа управления либо при нереализации выбранного способа управления.
Потребитель в жилом помещении, не оборудованном ИПУ холодной и ИПУ горячей воды (при наличии технической возможности установки таких ИПУ), обратился в Водоканал за перерасчетом размера платы за коммунальные услуги по основанию непотребления им коммунальных услуг в период рейдерского захвата его помещения. По мнению гражданина, у Водоканала отсутствуют основания для взыскания с него платы за услуги ХВС, ГВС, которые он не потреблял в период, когда помещение было захвачено рейдерами. Рассмотрим, обязан ли Водоканал произвести перерасчет платы за воду в указанном случае в соответствии с п.86 Правил № 354
1.1. Цели введения дифференцированных тарифов на электрическую энергию
В электроэнергетике существует перекрестное субсидирование, когда тарифы для населения устанавливаются ниже экономически обоснованных, из-за чего вырастает стоимость электрической энергии для остальных потребителей.
В целях снижения перекрестного субсидирования (финансовой нагрузки на бизнес при оплате за электрическую энергию) Правительство РФ установило в Основах ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178 (далее – Основы ценообразования), порядок определения предельной величины перекрестного субсидирования с учетом ее снижения в соответствии с графиком такого снижения при его утверждении Правительством РФ.
Вопросы о порядке прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом по основанию прекращения срока действия договора управления и заявления управляющей организации о намерении прекратить управление многоквартирным домом неоднократно рассматривались на страницах журнала «Жилкомаудит»*. Минстрой России выразил по данному вопросу позицию о неприменении положений ст.200 ЖК РФ к случаям прекращения договора управления по основаниям истечения срока его действия, которая была зафиксирована впервые в протоколе Всероссийского селекторного совещания по вопросам работы органов государственного жилищного надзора от 05.05.2016 № 365-ПРМ-АЧ (вопрос 6) и в последующих письмах Минстроя России от 11.01.2017г. № 241-АТ/04 и от 11.03.2019 г. № 8514-ОГ/04.
С 13 июня 2025 года вступил в силу Приказ Минстроя России от 28.04.2025 № 258/пр "Об установлении порядка хранения, обработки и предоставления информации, содержащейся в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.05.2025 № 82455), с этой же даты утратил силу Приказ Минкомсвязи России № 86, Минстроя России № 201/пр от 23.03.2015 "Об утверждении порядка хранения, обработки и предоставления информации, содержащейся в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства"
В предыдущем номере журнала* была представлена информация о внесении изменений в ст.9 Федерального закона от 14.03.2022 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» о том, что Закон № 58-ФЗ (в ред. Закона № 6-ФЗ от 03.02.2025) предоставляет Правительству РФ полномочия устанавливать особенности начисления пени в случае неполного и (или) несвоевременного внесения коммунальных платежей в 2025-2026 годах. Таким образом, Правительство РФ сможет продлить применение указанных особенностей, установленных в Постановлении Правительства РФ от 28.03.2022 № 474 или установить новые на период с 1 января 2025 года до 31 декабря 2026 года включительно. Однако по состоянию на начало марта 2025 года такого постановления не было принято, что позволяло с 1 января 2025 года при расчетах пени на сумму задолженности по оплате ЖКУ применять действующую ключевую ставку ЦБ РФ (21%).
18 марта 2025 было принято постановление Правительства РФ № 329 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2025 - 2026 годах", согласно которому до 01 января 2027:
Вопрос:
Между РСО и УО заключен договор поставки КР в целях СОИ.
За период с января по июнь 2022 г. у УО образовалась задолженность по оплате КР на СОИ перед РСО. РСО обратилось в Арбитражный суд с иском. В процессе рассмотрения дела, УО продолжала производить оплаты задолженности частично и полностью погасила долг в декабре 2022 г.
Каким образом должна быть рассчитана РСО неустойка за несвоевременную оплату КР?
Позиция РСО: период действия моратория с 01.04.2022 по 01.10.2022 г. , установленного Постановлением № 497 от 28.03.2022, включаются в дни расчета пени, согласно ст 13 п. 6.4 416 ФЗ, однако пеня в период действия моратория не начисляется.
Позиция УО: период действия моратория с 01.04.2022 по 01.10.2022 г., должен быть исключен из дней расчета пени.
Пример:
Расчет РСО:
| Период расчета пени | Количество дней просрочки | Ставка для расчета пени | Метод расчета (360/300/по договору) |
| 16.02.22 - 28.02.22 | 13 | 0,0750 | 1/300 |
| 01.03.22 - 31.03.22 | 31 | 0,0750 | 1/300 |
| 02.10.22 - 17.10.22 | 16 | 0,0750 | 1/130 |
| 18.10.22 - 31.10.22 | 14 | 0,0750 | 1/130 |
| 01.11.22 - 16.11.22 | 16 | 0,0750 | 1/130 |
| 17.11.22 - 30.11.22 | 14 | 0,0750 | 1/130 |
| Период расчета пени | Количество дней просрочки | Ставка для расчета пени | Метод расчета (360/300/по договору) |
| 16.02.22 - 28.02.22 | 13 | 0,0750 | 1/300 |
| 01.03.22 - 31.03.22 | 31 | 0,0750 | 1/300 |
| 02.10.22 - 17.10.22 | 16 | 0,0750 | 1/300 |
| 18.10.22 - 31.10.22 | 14 | 0,0750 | 1/170 |
| 01.11.22 - 16.11.22 | 16 | 0,0750 | 1/170 |
| 17.11.22 - 30.11.22 | 14 | 0,0750 | 1/130 |
Вопрос:
УК во исполнение ПП 1055 заключила с операторами связи договоры на возмещение расходов за потребление электроэнергии на следующих условиях: объем потребления рассчитывается по максимальной мощности оборудования, стоимость - по тарифу для юр. лиц (нерегулируемый тариф).
Операторы связи перечисляют плату в УК на основании указанных договоров.
Между УО и РСО заключен договор на поставку э/э на СОИ, отдельные положения, регулирующие взаимоотношения сторон в части компенсации э/э потребленных Операторами связи, договор не содержит.
На каком основании УК должна перечислять в РСО собранные денежные средства с Операторов связи в качестве компенсации платы за потребленную оборудованием э/э?
Необходимо ли заключить дополнительное соглашение к договору / отдельный договор между УО и РСО? Каким образом урегулировать платежи УО в РСО в данной части?
Вопрос:
п.72 Правил №354 предусмотрена рассрочка на 12 месяцев в случае превышения платы в каком-нибудь расчетном периоде более чем на 25% платы за аналогичный расчетный период.
Применять минимальное значения ключевой ставки ЦБ РФ для расчета данной рассрочки п.72 Правил №354 обязывал исполнителя в период с 28.02.2022г. по 31.12.2022г.
Соответственно в настоящее время допустимо применение фактического значения ключевой ставки при расчёте рассрочки, предусмотренной в п.72 Правил №354?.
Вопрос:
в ССП на исполнении находится судебный приказ, выданный в отношении одного должника. Данный должник умер и судебный исполнитель обратился в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве. Судом заявление было удовлетворено и определением суда умерший должник был заменен на двух наследников. Учитывая, что исполнительный документ имеется только на одно лицо (умершего должника), судебный исполнитель настаивает, чтобы взыскатель обратился в суд за выдачей его дубликата и никаких действий не предпринимает. Правомерно ли данное требование? Какой процессуальный порядок предусмотрен для замены одного должника на нескольких в исполнительном производстве?
Вопрос:
В платежном документе РКЦ указывает «рекомендованный срок передачи показаний приборов учета – не позднее 25 числа». Кто и как выбирает срок начала передачи показаний ИПУ? 25 число это граница, которую нельзя нарушать. С какого времени собственники начинают передачу показаний ИПУ?
Вопрос:
Между Обществом и ресурсоснабжающими организациями заключены договоры оказания услуг по начислению платы за коммунальную услугу по отоплению и ГВС. Объем тепловой энергии, в т.ч., может рассчитываться как произведение норматива потребления услуги на площадь жилого /нежилого помещения для услуги «отопление» или произведение норматива потребления услуги на объем холодной воды для услуги по горячему водоснабжению. При этом точность измерения показателей в этих множителях различна. Для площади жилых/нежилых помещений – это два знака после разделителя целого и десятичного разрядок (по данным из ЕГРН), для объема ресурсов (при условии установления измерительных приборов учета у клиента) от 3 до 6 знаков после разделителя целого и десятичного разрядов (согласно паспортным характеристикам прибора учета), нормативы потребления услуг имеют точность от 3 до 7 знаков после разделителя целого и десятичного разрядов. Просим высказать мнение о порядке применения округлений в формулах расчета показателей объемов при использовании расчетных методов для их дальнейшей реализации и применения в биллинговых системах Общества и для отражения этих объемов в платежных документах.
Вопрос:
По жалобе собственника частного жилого дома на качество поставляемой электрической энергии в РСО проводится проверка (ставится регистратор показателей качества минимум на 24 часа), по протоколу испытаний фиксируется некачественная поставка, допустим, в течение 70% времени. Составляется акт о некачественной поставке (в котором нет доли времени поставки некачественной электроэнергии, а только фиксируется факт). Как РСО производить перерасчет в последующие периоды: в объеме 100% (за полный месяц 30 дней × 24 часа × 0,15%, получается 100%), или в доле 70% от начисления за полный месяц некачественной электроэнергии (согласно абзацу 2 п. 101 Правил № 354)?
Вопрос:
РСО обнуляет накопленный отрицательный ОДН, после того как МКД ушел на норматив. То есть, 3 месяца предъявлялся объем по среднему, в результате накопился отрицательный. Четвертый и пятый месяц применялся норматив. После ввода нового ОДПУ получился положительный ОДН. И вот здесь РСО не учитывает отрицательный ОДН, объясняя отказ обнулением расчетов. Когда ОДПУ установят вновь, можно ли учитывать раннее накопленный отрицательный объем?
Вопрос:
При расчете объема КР на СОИ по пп. «а» пункта 21.1 Правил 124 входит ли в индивидуальное потребление объем, образованный в результате применения к потребителю штрафной санкций в виде коэффициента 10 к нормативу (несанкционированное вмешательство в прибор учета п.81(11), п.62 Правил 354) и подлежит ли перерасчету отрицательное значение КР на СОИ, образованное в результате применения к потребителю повышающего коэффициента 10 к нормативу, в следующем расчетном периоде (периодах)?
Вопрос:
Применяются ли показания индивидуальных приборов учета электрической энергии с истекшим межповерочным интервалом в течение срока эксплуатации, установленного заводом изготовителем, до проведения поверки средств измерения в отношении приборов учета, если межповерочный интервал таких приборов истек до вступления в силу постановления Правительства РФ № 424 от 02.04.2020 г.
Вопрос:
Просим пояснить порядок учета отрицательных объемов коммунальных ресурсов на СОИ в следующих случаях.
Например: расчет объемов коммунального ресурса на СОИ в течение января-июня календарного 2024 г. велся по ОДПУ, в течение июля-сентября 2024 г. – по среднемесячным объемам. На 30.09.2024 г. в МКД сложился отрицательный объем коммунального ресурса на СОИ.
В октябре-декабре 2024 г. объемы коммунального ресурса на СОИ определялись исходя из норматива потребления коммунального ресурса на СОИ. Корректировка платы за календарный 2024 год обернется в июль, т.к. в течение 9-ти месяцев (до применения норматива) суммарный объем коммунального ресурса на СОИ оказался отрицательным (исходящий отрицательный объем на 30.09.2024 г.).
Учитывается ли сложившийся на последний, перед началом расчета по нормативу, месяц 2024 г. отрицательный объем коммунального ресурса на СОИ при расчете по ОДПУ в следующем календарном году?
Вопрос:
УО была назначена ОМС в качестве временной управляющей организации для управления многоквартирным домом, в котором собственники помещений не выбрали способ управления. В таком многоквартирном доме в соответствии с п.40 Правил № 354 собственники должны вносить ресурсоснабжающей организации плату за коммунальные услуги, потребленные в помещении и потребленные на ОДН.
На этом основании УО отказывает РСО в заключении договора ресурсоснабжения на покупку холодной воды и услуг водоотведения по данному дому. Но РСО вменяет нам самовольное подключение к централизованной системе водоснабжения и водоотведения и за период август – октябрь 2024 г. выставила счет на 39 млн.руб.
Принимая во внимание статус управляющей организации, кто выставляет потребителям плату за коммунальную услугу по ХВС и водоотведению: УО или РСО? Правомерно ли РСО выставляет в адрес УО счета на оплату холодной воды и услуг водоотведения исходя из их объемов, определяемых п.16 Правил № 776?
Вопрос:
Управляющая организация осуществляет управление многоквартирными домами, в которых собственники помещений не приняли решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых на СОИ, определяемых исходя из объемов, измеренных коллективными (общедомовыми) приборами учета.
В таких случаях управляющая организация имеет право собирать плату с жителей за КР на СОИ, потребленные в МКД в 2024 г., исходя из утвержденных нормативов потребления. Перерасчет такой платы по показаниям ОПУ за 2024 г. управляющая организация сможет сделать только начиная с 1 января 2025 г.
Имеет ли право ресурсоснабжающая организация выставлять управляющей организации счета на оплату КР на СОИ в период 2024 г. за потребленные ресурсы в 2024 г. по показаниям ОПУ и насчитывать пени за не полную оплату?