Проблемы оптимизации налогообложения деятельности управляющих организаций всегда актуальны, в связи с высокими финансовыми рисками в сфере управления многоквартирными домами. В частности, одним из наиболее острых вопросов является исключение из налогооблагаемых доходов управляющей организации платы за коммунальные услуги. С начала действия Жилищного кодекса РФ предоставление коммунальных услуг было вменено в обязанности управляющей организации по договору управления (ст.162 ЖК РФ). Соответственно, на основании ст.39 НК РФ предоставление коммунальных услуг управляющей организацией признается реализацией ею таких услуг в целях налогообложения. Поэтому ранее применявший порядок бухгалтерского и налогового учета коммунальных платежей как целевых поступлений (письмо Минфина РФ от 29.10.1993 № 118) утратил силу.
Обязанность по выставлению счетов-фактур, ведению книги покупок и книги продаж налоговым законодательством возложена только на плательщиков НДС (п.3 ст.169 НК РФ). Поэтому юридические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, при реализации (товаров, работ, услуг, имущественных прав) по общему правилу не должны составлять счета-фактуры, поскольку они не признаются плательщиками НДС (за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога, уплачиваемого в соответствии со ст.161 и 174 НК РФ). Однако прямого запрета на оформление счетов-фактур с выделенным НДС глава 21 НК РФ не предусматривает. Поэтому формально лица, не являющиеся плательщиками данного налога, могут выставить покупателю (как по его просьбе, так и по собственной инициативе) счет-фактуру с выделенным НДС.
Во втором номере журнала «Жилкомаудит» за 2017 год в одноименной статье нами была рассмотрена складывающая не в пользу ТСЖ судебная практика в части налогообложения деятельности ТСЖ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлению коммунальных услуг. Рассматривая налоговые споры между ТСЖ и налоговыми органами, суды перестали руководствоваться выводами Постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 № 57 о том, что исходя из ч.1 ст.135, п.1 ч.1 ст.137 ЖК РФ в их взаимосвязи следует, что в рамках правоотношений ТСЖ с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме по предоставлению им услуг, связанных с эксплуатацией, содержанием и ремонтом жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах и коммунальных услуг, товарищество «не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Обязанность по выставлению счетов-фактур, ведению книги покупок и книги продаж налоговым законодательством возложена только на плательщиков НДС (п.3 ст.169 НК РФ). Поэтому юридические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, при реализации (товаров, работ, услуг, имущественных прав) по общему правилу не должны составлять счета-фактуры, поскольку они не признаются плательщиками НДС (за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога, уплачиваемого в соответствии со ст.161 и 174 НК РФ). Однако прямого запрета на оформление счетов-фактур с выделенным НДС глава 21 НК РФ не предусматривает. Поэтому формально лица, не являющиеся плательщиками данного налога, могут выставить покупателю (как по его просьбе, так и по собственной инициативе) счет-фактуру с выделенным НДС.
Во втором номере журнала «Жилкомаудит» за 2017 год в одноименной статье нами была рассмотрена складывающая не в пользу ТСЖ судебная практика в части налогообложения деятельности ТСЖ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлению коммунальных услуг. Рассматривая налоговые споры между ТСЖ и налоговыми органами, суды перестали руководствоваться выводами Постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 № 57 о том, что исходя из ч.1 ст.135, п.1 ч.1 ст.137 ЖК РФ в их взаимосвязи следует, что в рамках правоотношений ТСЖ с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме по предоставлению им услуг, связанных с эксплуатацией, содержанием и ремонтом жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах и коммунальных услуг, товарищество «не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Основания передачи исполнителем коммунальных услуг прав требования к потребителям ресурсоснабжающей организации
Возможность включения в договор ресурсоснабжения условия, согласно которому выполнение исполнителем (лицом, управляющим многоквартирным домом) обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса осуществляется путем уступки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги, предусмотрена п.26 Правил № 124.
Собственник заключил договор аренды нежилого помещения в МКД с арендатором (г. Москва) , в котором прописано что арендатор заключает договор на предоставление коммунальных услуг и жилищно-эксплуатационных услуг с управляющей компанией . Управляющая компания применяет льготы по статье 149.3.30 и статье 149.3.29. Вопрос : применяется ли льгота по НДС при выставлении счетов и счетов-фактур арендатору?
Какова позиция ИФНС.?
УК применяет льготу по налогу на добавленную стоимость согл. п.29,п.30 ст.149 НК РФ. При заполнении декларации по НДС в разделе 7 указывает коды 1010262 и 1010263.В 7 разделе, гр.1 код операции допустим 1010262, в гр.2 ставим сумму выставленную покупателям за коммун.услуги, а в гр. 3 ставим сумму , которую нам выставили ресурсники сч. за коммун.услуги. Возникает разница - нам ресурсники выставили меньше , а мы(УК) начислили больше собственникам, чаще бывает наоборот.(начисление произвели по показаниям ИПУ и по нормативу, получилось больше чем по показанию ОПУ по дому, а иногда наоборот). Так вот вопрос - что УК должна делать с разницой : доначислять НДС при условии меньше затрат ,больше дохода или к возмещению НДС при условии больше затрат, чем доходов? И правомерно ли налоговая инспекция требует заполнять в книге продаж графу 19? Ведь УК применяет льготу по НДС ПО П.29,п.30 ст.149 НК РФ, а графу 19 в книге продаж должны заполнять кто применяет льготу по ст.145 НК РФ.
В связи с расширением применения контрольно-кассовой техники согласно Федеральному закону от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» и выдачей продавцами товаров, работ, услуг кассовых чеков с выделенной суммой НДС у организаций, приобретающих материалы и услуги через подотчетных лиц, возникают вопросы о правомерности принятия к вычету НДС, выделенного в кассовом чеке, либо отнесения его на расходы в целях налогообложения прибыли.
В связи с применением управляющими организациями освобождения от НДС операций по реализации коммунальных услуг, работ, услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предусмотренного пп.29 и пп.30 п.3 ст.149 НК РФ, актуальными остаются вопросы по ведению раздельного учета таких операций, обязательность которого в указанных случаях установлена п.4 ст.149 НК РФ.
Порядок вычета и отнесения НДС по приобретенным товарам, работам услугам на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении налогоплательщиком операций, облагаемых и не облагаемых НДС, определен п.4 ст.170 НК РФ в зависимости от направления использования таких товаров, работ, услуг:
В соответствии с п.67 П.354 «Плата за ком.услуги вносится на основании платежных документов…» Нарушает ли наша организация действующее законодательство предъявляя юр.лицам - собственникам жилых помещений, в качестве платежных документов счет-квитанции, а не счета-фактуры? Предусмотрена ли законодательно обязанность нашей организации предъявлять юр.лицу, которое имеет в собственности жилое помещение, счет-фактуру (как того требует потребитель)?
Управляющие и ресурсоснабжающие организации зачастую выступают получателями различного рода субсидий. В соответствии с п.1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
О пользовании объектами коммунального комплекса за пределами срока их аренды
Особые требования к передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, установлены Законом о теплоснабжении (далее – Закон № 190-ФЗ) и Законом о водоснабжении и водоотведении (далее – Закон № 416-ФЗ). Согласно ч.1 ст.28.1 Закона № 190-ФЗ, ч.1 ст.41.1 Закона № 416-ФЗ, объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы во владение и (или) пользование исключительно по договорам аренды или по концессионным соглашениям. При этом ч.4 ст. 28.2 Закона № 190-ФЗ, ч. 4 ст.41.2 Закона № 416-ФЗ устанавливают, что срок договора аренды таких объектов не может превышать 10 лет.
Добрый день! В МО согласно решениям собственников создано пять УК с упрощенной системой налогообложения. Управление данными УК осуществляет предприятие согласно договора по передаче функций единоличного исполнительного органа ( аппарат управления, бухгалтерский учет, претензинно-исковая работа по взысканию задолженности за ЖКУ и т.д. У всех предприятий одни и те же учредители (предполагается аффилированность - взаимозависимость). Может ли налоговая настаивать, на том, что это искусственное дробление бизнеса с целью минимизации налогов, так как еще раз обращаю внимание что данные компании выбраны общим собранием собственником?
У управляющих организаций, применяющих освобождение от НДС операций, перечисленных в пп.29, пп.30 п.3 ст.149 НК РФ, могут возникать обстоятельства, в том числе связанные с изменением жилищного законодательства, корректировкой выручки или расходов в связи с завершением судебных споров, при которых предпочтительным был бы отказ от освобождения. Причем для сохранения платежеспособности управляющей организации зачастую требуется распространить такой отказ на прошедшие налоговые периоды.<br />
Отказ от освобождения льготируемых операций дает возможность получить возмещение НДС управляющим организациям, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме силами подрядчиков, если расходы по таким операциям превышают доходы, а также освобождают от обязанности ведения раздельного учета облагаемых и необлагаемых операций.<br />
Кассационный суд и Верховный Суд РФ признали неправомерной корректировку сетевой теплоснабжающей организацией налоговой базы по НДС при определении выручки от реализации коммунальных ресурсов потребителям по действовавшим в рассмотренном периоде Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307), а не по ошибочно примененной ранее теплоснабжающей организацией Методике определения количеств тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 № 105 (далее – Методика № 105).
Администрацией муниципального образования проведен конкурс по выбору управляющей организации, в цене лотов нет ссылки на НДС. Мы хотим использовать льготу по освобождению от НДС. Вправе ли мы не уменьшать тариф на содержание и ремонт общего имущества МКД?
У управляющих организаций, применяющих освобождение от НДС операций, перечисленных в пп.29, пп.30 п.3 ст.149 НК РФ, могут возникать обстоятельства, в том числе связанные с изменением жилищного законодательства, корректировкой выручки или расходов в связи с завершением судебных споров, при которых предпочтительным был бы отказ от освобождения. Причем для сохранения платежеспособности управляющей организации зачастую требуется распространить такой отказ на прошедшие налоговые периоды.
Отказ от освобождения льготируемых операций дает возможность получить возмещение НДС управляющим организациям, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме силами подрядчиков, если расходы по таким операциям превышают доходы, а также освобождают от обязанности ведения раздельного учета облагаемых и необлагаемых операций.
Кассационный суд и Верховный Суд РФ признали неправомерной корректировку сетевой теплоснабжающей организацией налоговой базы по НДС при определении выручки от реализации коммунальных ресурсов потребителям по действовавшим в рассмотренном периоде Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307), а не по ошибочно примененной ранее теплоснабжающей организацией Методике определения количеств тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 № 105 (далее – Методика № 105).
Добрый день! Управляющая компания заключила договор с подрядчиком на выполнение работ по ограничению водоотведения собственникам помещений-должникам. При обращении собственника-должника в администрацию Управляющей компании для восстановления работоспособности системы водоотведения с ним заключается соглашение о рассрочке платежей (при невозможности оплатить сразу всю сумму долга) в котором обязательным условием является возмещение расходов Управляющей компании по ограничению и восстановлению работоспособности.
В связи с данной ситуацией просим пояснить налоговый учет понесенных расходов и полученного возмещения. Система налогообложения - Общая. Спасибо!