Журнал «Жилкомаудит» 2 \ 2021
В продолжение анализа судебной практики по передаче объектов ЖКХ в концессию, аренду, представим два судебных спора по случаям принятия органами местного самоуправления решений об изменении условий исполнения ранее заключенных концессионных соглашений с согласованием соответствующих изменений с антимонопольным органом.
Поскольку аналогичные обстоятельства, приводящие к необходимости изменения действующих концессионных соглашений, возникают не редко, по нашему мнению, ресурсоснабжающим организациям и органам местного самоуправления будут интересны приведенные примеры.
Журнал «Жилкомаудит» 6 \ 2020
Приведем результаты проведенного анализа решений антимонопольных органов и судебной практики по наиболее часто встречающимся на практике выявленным нарушениям законодательства о защите конкуренции при передаче объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения муниципальной собственности в аренду и в концессию
Журнал «Жилкомаудит» 3 \ 2018
В силу ст.50 ГК РФ унитарное предприятие является коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Согласно ст.294 ГК РФ, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых законодательством. При этом собственник имущества имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия (п.1 ст.295 ГК РФ).
Журнал «Жилкомаудит» 2 \ 2018
Ранее в журнале «Жилкомаудит» № 4/2015 (стр. 19) приводилось мнение ФАС России о неправомерности передачи в хозяйственное ведение объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения. Данное мнение было выражено в письме ФАС России от 05.10.2015 № АД/53812/15, согласно которому:
«…Из анализа норм законодательства о водоснабжении и теплоснабжении следует, что передача прав в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании договоров аренды или концессионных соглашений, закрепление указанных систем и (или) объектов за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения действующим законодательством не предусмотрено.
Журнал «Жилкомаудит» 3 \ 2016
Проведем краткий анализ действующего законодательства РФ, регулирующего порядок утверждения размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, находящимся в управлении управляющей организации
В ч.7 ст. 156 ЖК РФ указано, «размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год».
Журнал «Жилкомаудит» 2 \ 2016
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Июл.2015.
Организациям рекомендуется обратить внимание на вопросы соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства, при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления, установленных Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ), Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ).
Апр.2015.
В отдельных муниципальных образованиях продолжается практика финансирования работ по благоустройству территорий муниципального образования за счет бюджетных субсидий, выделяемых на возмещение затрат казенных предприятий или автономных учреждений, выполняющих соответствующие работы, в том числе по причине передачи таким организациям объектов благоустройства на право оперативного управления.
Журнал «Жилкомаудит» 4 \ 2014
Согласно ст. 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное Законом о банкротстве имущество.
Журнал «Жилкомаудит» 4 \ 2014
В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к пожарному оборудованию относятся пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы, которые должны обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений пожарной охраны в помещения зданий, сооружений и строений. Пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения (статьи 126, 127 Закона).
Журнал «Жилкомаудит» 2 \ 2013
В соответствии со ст.16 Федерального закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 N 1541-1 в случае приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, обязанность производить капитальный ремонт дома сохраняется за бывшим наймодателем.
Практика показывает, что в ряде случаев муниципальные образования, являясь бывшими наймодателями приватизированных помещений в домах, переданных из государственной в муниципальную собственность в состоянии, уже требующем проведения капитального ремонта, считают, что органы государственной власти обязаны нести с ними солидарную ответственность по капитальному ремонту указанных домов, поскольку органы государственной власти также как и муниципальные образования являются бывшими наймодателями этих помещений и, следовательно, норма ст.16 Закона №1541-1 распространяется на органы местного самоуправления и органы государственной власти в равной степени.
Дек.2012.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).
В пунктах 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано следующее.
Авг.2012.
Муниципальные образования не несут ответственности по обязательствам муниципальных предприятий, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Привлечение муниципального образования к субсидиарной ответственности возможно лишь при признании арбитражным судом унитарного предприятия банкротом.
Авг.2012.
В настоящей публикации приводим Определение Конституционного Суда РФ об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Омска на нарушение конституционных прав и свобод статьей 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Указанной нормой предусмотрено, что при приватизации жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Авг.2012.
Муниципальные образования в лице соответствующих органов местного самоуправления нередко являются собственниками нежилых помещений в многоквартирных домах. Такие нежилые помещения зачастую передаются в аренду третьим лицам.
При этом в ряде случаев органы местного самоуправления в целях урегулирования отношений, связанных с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирных домах, возлагают на арендаторов обязанности по несению соответствующих расходов, а также по заключению от своего имени договоров с управляющими организациями.
Июл.2012.
Законодательство предусматривает предоставление мер социальной поддержки в виде выделения жилых помещений отдельным категориям граждан, в частности, детям-сиротам и сотрудникам полиции.
При предоставлении таким гражданам жилых помещений из муниципального жилищного фонда возмещение убытков муниципальных образований должно осуществляться из средств федерального или регионального бюджетов, поскольку законом не предусмотрено, что данные меры социальной поддержки осуществляются за счет бюджетов муниципалитетов.
Такой порядок подтверждается приведенными в настоящем обзоре судебными решениями.
Так в первом случае (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 января 2012 г. N А19-6378/2011), предоставив на основании судебного решения ребенку-сироте и членам его семьи жилое помещение по договору социального найма, администрация муниципального образования обратилась в арбитражный суд с иском к субъекту Российской Федерации о взыскании понесенных в связи с этим убытков в размере стоимости жилого помещения.
Июл.2012.
Одним из актуальных вопросов в сфере муниципального управления является организация паспортно-учетной работы на территории муниципального образования.
В настоящем обзоре приводим заслуживающее внимания судебное решение, которым действия администрации муниципального образования, уполномочившей муниципальное унитарное предприятие на осуществление функций по регистрационному учету граждан, были признаны незаконными в связи с нарушением законодательства о защите конкуренции.
Мар.2012.
Во многих муниципальных образованиях до настоящего времени сохраняется ситуация, при которой муниципальные образования являются крупнейшими собственниками жилых помещений в многоквартирных домах. Зачастую количество голосов, которыми обладают органы местного самоуправления на общем собрании собственников помещений, обеспечивает возможность принятия решений о выборе той управляющей организации, которую поддерживает муниципалитет (главное, чтобы количество голосов муниципального образования не превышало 50% от общего числа голосов, так как в этом случае необходимо проводить открытый конкурс (ч. 2 ст. 163 ЖК РФ)).
С другой стороны, на органах местного самоуправления лежит обязанность организовать и провести в необходимых случаях конкурсы по отбору управляющей организации для управления домами, в которых собственники не выбрали (либо не реализовали выбранный) способ управления многоквартирным домом.
Ноя.2011.
В настоящее время действует Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 159-ФЗ).
Указанный Закон регулирует отношения, возникающие, в том числе, в связи с отчуждением из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, особенности участия таких субъектов в приватизации арендуемого имущества.
Согласно ст. 3 Закона № 159-ФЗ, действующей до 1 июля 2013 года, Субъекты малого и среднего предпринимательства, при наличии предусмотренных этой статьей условий имеют право преимущественного приобретения арендованного муниципального имущества.
Ноя.2011.
В настоящем обзоре приводится дело, рассмотренное ФАС Волго-Вятского округа, представляющее интерес для муниципальных образований, которые являются участниками долевой собственности на имущество, и намерены в будущем продать свою долю в таком имуществе.
Разрешенное дело являет собой пример правильного понимания судами вопроса соотношения норм гражданского законодательства о праве преимущественной покупки, которое принадлежит участникам долевой собственности, и норм законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества о необходимости осуществления приватизации предусмотренными законом способами.
Статьи
1 - 20 из 50
Начало | Пред. |
1
2
3
|
След. |
Конец