Поступило решение собственников МКД об оплате коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества исходя из показаний коллективного прибора учета. В каком порядке УО должна проводить начисление данных ресурсов: 1) в пределах норматива на СОИ? 2) исходя из разницы между потреблением по ОПУ и потреблением жителями в полном объеме? 3) не принимать во внимание решение собственников в виду отсутствия в настоящее время утвержденного порядка начисления?
Просим разъяснить последствия, если направленное посредством электронного документа юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю уведомление о предстоящей проверке не подписано усиленной квалифицированной электронной подписью органа государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля.
1. Департаментом жилищного контроля предписано УО документально оформить основание для использования территории городского округа для временного размещения ТКО, образующихся в жилых помещениях. Законно ли такое требование, учитывая, что такое оформление повлечет несение расходов по содержанию контейнерной площадки? Площадок для размещения ТКО, относящихся к общему имуществу собственников МКД нет. На территории городского округа утверждена схема размещения контейнерных площадок для всех многоквартирных домов, находящихся в управлении разных ТСЖ и УО. Данные контейнерные площадки расположены на территориях МО.
При утверждении сметы на год на работы входящие в перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, по графе «текущий ремонт» стоимостью 6,21 руб./кв.м была определена стоимость отдельных запланированных работ, «малярные работы», стоимость которых составляла 4,52% от общей стоимости работ.
При признании данных работ работами ненадлежащего качества, в соответствии с п.10 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, определяется размер уменьшения платы за содержание жилого помещения. При определении значения переменной в числителе указанной формулы необходимо в конкретном примере учитывать долю тарифа, заложенного на применение малярных работ или величину стоимости малярных работ или работ по текущему ремонту общего имущества? И как определяется количество дней нарушения качества?
Какие последствия могут возникнуть у управляющей организации в случаях, если управляющая организация приступила к управлению многоквартирным домом до даты внесения изменений в реестр лицензий о таком доме, или если сведения о многоквартирном доме внесены в реестр лицензий, но договор управления заключен фактически только с отдельными собственниками, голоса которых составляют менее 50% голосов всех собственников помещений в МКД?
В силу п.54 Правил № 354 в МКД, оборудованных ИТП, размер платы за коммунальную услугу по отоплению необходимо производить согласно формул 18, 18.1 раздела IV Приложения № 2 к Правилам, которые не предусматривают начисление платы за отопление на помещения, частично оборудованные ИПУ, либо помещения, в которых не установлены отопительные приборы (либо имеется индивидуальное отопление).
В то же время абзацем 3 п.54 Правил № 354 предусмотрено, что объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) Правил, который с 1 января 2019г. кардинально изменился и в котором предусмотрен порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии или для помещений с автономной системой отопления.
Из вышеуказанного следует, что существует коллизия между нормами законодательства, а именно Правил № 354, в части определения объема тепловой энергии на нужды отопления и порядка расчета платы за отопление в МКД с разными системами отопления (централизованной и нецентрализованной).
В соответствии с каким пунктом и какими формулами необходимо производить расчет платы за коммунальную услугу по отоплению, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению в МКД с ИТП?
Во избежание несанкционированного вмешательства потребителей в работу индивидуальных приборов учета (далее – ИПУ), управляющие организации самостоятельно проводят мероприятия по оснащению ИПУ магнитными индикаторами в квартирах МКД, находящихся на их обслуживании. В рамках прямых договоров между собственниками в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями, просим дать пояснения:
1. Может ли Водоканал принимать от управляющих организаций акты об установке магнитных индикаторов, составленные управляющими организациями без присутствия представителя Водоканала?
2. При выявлении управляющими организациями (плановый обход) несанкционированного вмешательства в работу ИПУ и составления соответствующего акта, может ли Водоканал принимать данные акты и производить начисление в соответствии с действующим законодательством?
Несет ли ответственность УО за изменение схемы подключения нежилого помещения по отоплению в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, если договор теплоснабжения между УО и РСО уже не действует при переходе собственников на прямые договоры с РСО в соответствии с п.1 ч.1 ст.157.2 ЖК РФ?
В АКЦ Жилкомаудит обратилась управляющая организация за рекомендацией по порядку исполнения предписания ГЖИ об устранении нарушений правил оформления платежного документа на оплату ЖКУ.
Основанием для вынесения предписания ГЖИ явилась внеплановая документарная проверка, проведенная на основании обращения граждан, пожаловавшихся на необоснованность предъявления в платежном документе авансового платежа (суммы платы за будущий расчетный период).
По мнению инспектора ГЖИ платежный документ выставляется УО с нарушением норм статьи 155 ЖК РФ, так как в итоговую сумму к оплате за расчетный период необоснованно включается сумма платы не только за расчетный период (истекший месяц), но и за текущий период (месяц), срок выставления платы по которому еще не наступил, т.е., по мнению ГЖИ, в расчет платы, подлежащей внесению за расчетный период, необоснованно включен авансовый платеж.
Рассмотрим вопрос правомерности включения в платежный документ за расчетный период сумм авансовых платежей на примере предоставленных управляющей организацией документов и обратим внимание, что исполнение правил оформления платежных документов в рассматриваемых отношениях зависело еще от одного участника таких отношений - единого расчетно-кассового центра (ЕРКЦ), который формировал по заданию управляющей организации платежный документ с учетом своих технических и функциональных возможностей.
В связи с переходом на цифровое телевидение и прекращением на территории РФ эфирной наземной аналоговой трансляции обязательных общедоступных каналов органы государственного жилищного надзора в ряде регионов РФ требуют от управляющих организаций принять срочные меры по восстановлению систем коллективного приема эфирного телевидения в многоквартирных и жилых домах.
На территории домовладений образуются отходы от использования приусадебных участков (приусадебного хозяйства), например, такие как отходы от опиловки древесно-кустарниковой растительности, покоса травы, отходы сельскохозяйственных культур, опавшая листва. На практике у собственников домовладений и региональных операторов по обращению с ТКО возникают вопросы, связанные с отнесением отходов, образующихся на приусадебных участках, к ТКО.
Особенности проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению за 2018 год
В первую очередь назовем основания для проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению за 2018 год:
1)размер платы за коммунальную услугу по отоплению в прошедшем году определялся с учетом равномерного способа оплаты за коммунальную услугу по отоплению
В письме Минстроя России от 7 мая 2018 г. № 20237-ОГ/04 директором Департамента ЖКХ было высказано мнение о невозможности перехода на прямые договоры между РСО и потребителями в тех случаях, когда в соответствии со степенью благоустройства многоквартирного дома осуществляется производство коммунальных услуг с помощью оборудования, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме.
Приказом Минстроя России от 05.12.2018 №789/пр утвержден свод правил «Здания жилые. Правила проектирования систем газопотребления» (далее – СП), который вводится в действие 6 июня 2019 г.
СП устанавливает правила проектирования систем газопотребления (внутренних сетей газопотребления) в многоквартирных, одноквартирных и блокированных жилых домах, в которых в качестве топлива используется природный газ с давлениемдо 0,005 МПа включительно.
Постановлением Правительства РФ от 14.12.2018 № 1541 «О внесении изменений в Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» и постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 № 1616 «Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила № 1616) были внесены изменения в Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006г. № 75 (далее – Правила № 75). Указанные изменения по совокупности вступили в силу с 12.01.2019г.
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708 внесены изменения в Правила № 354, которыми существенно изменен порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению. Изменения вступили в силу с 1 января 2019 года.
Необходимость внесенных изменений исходит из Постановлений Конституционного Суда РФ от 10.07.2008 № 30-П и от 20.12.2018 № 46-П, которыми даны указания Правительству РФ внести изменения в правовое регулирование порядка оплаты за коммунальную услугу по отоплению в жилых помещениях:
Постановлением Правительства РФ от 15.12.2018 № 1572 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вступило в силу 27.12.2018) внесены изменения:
- в Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 (далее – Правила № 1156);
- а также в Правила содержания общего имущества (далее – Правила № 491), в Минимальный перечень работ, услуг № 290.
В период с декабря 2018 года вступили в силу изменения в Жилищный кодекс РФ по следующим видам отношений:
по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и компенсации расходов по уплате взносов на капитальный ремонт;
по корректировке соотношения количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, необходимых для принятия решений о текущем ремонте общего имущества;
по предоставлению субсидий по оплате ЖКУ;
по созданию ТСЖ собственниками жилых домов;
по переустройству и перепланировке помещений в МКД.
Представим краткий комментарий к указанным изменениям.
В 2018 году Минфин России в письмах от 08.05.2018 № 03-15-05/30928, 07.05.2018 №03-15-06/30597, 07.05.2018 № 03-15-05/30592, 04.05.2018 № 03-15-06/30283, 25.04.2018 № 03-15-06/28204, 07.02.2018 № 03-05/7618 изложил свою позицию касательно отношений между УО и председателем совета МКД, которому управляющая организация выплачивает вознаграждение за счет средств, поступающих от собственников помещений в МКД. Ссылаясь на норму ст.16 ТК РФ, Минфин России приходит к выводу, что между УО и председателем совета МКД возникают трудовые отношения, т.к. трудовые отношения могут возникнуть в результате избрания на должность. В связи с этим УО, по мнению Минфина России, выступает в роли плательщика страховых взносов с выплат в пользу председателя совета дома.
Ранее в Журнале Жилкомаудит была представлена позиция судов общей юрисдикции по начислению платы за отопление гражданам, в помещениях которых демонтированы радиаторы центрального отопления (номер 1/2015), а также изложена позиция судов по вопросу внесения платы за отопление в нежилом помещении, в котором отсутствуют теплопотребляющие установки (номер 1/2018). В настоящей статье приведем позицию Верховного суда по вопросу взимания платы за отопление с потребителей, в жилых помещениях которых отсутствуют радиаторы отопления