Синтаксис поискового запроса:
Логические операторы позволяют строить более сложные запросы, например:
Вопрос:
ТСЖ заключило договор управления с управляющей организацией. В реестре лицензий субъекта РФ сделана запись о включении этого МКД в перечень домов, управление которыми осуществляет данная УО. Вправе ли УО требовать начисления собственникам платы за содержание жилого помещения и КР СОИ от своего имени, а не от имени ТСЖ? Если да, то при каких условиях?
Позиция Верховного Суда РФ о невозможности заключения прямых договоров теплоснабжения и холодного водоснабжения в целях горячего водоснабжения в многоквартирном доме, в котором горячая вода готовится с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, стала основанием для отдельных ГЖИ для направления требований ресурсоснабжающим организациям, осуществляющим теплоснабжение и холодное водоснабжение в такие дома, заключившим прямые договоры с потребителями, о расторжении таких договоров, а также для направления требований к управляющим организациям в таких домах о заключении ими договоров ресурсоснабжения в целях покупки тепловой энергии и холодной воды для предоставления ими коммунальной услуги по горячему водоснабжению потребителям.
Рассмотрим возможность исполнения таких требований ГЖИ
С 1 января 2025 года организации, применяющие упрощенную систему налогообложения с доходами за 2024 год свыше 60 млн.рублей становятся плательщиками НДС. Поскольку в настоящий период имеется много разъяснений по порядку перехода организациями, применяющими УСН, на уплату НДС, то в настоящей статье не будем рассматривать подробно общие правила налогообложения НДС, а рассмотрим особенности перехода для управляющих организаций на уплату НДС, особенности применения общих правил налогообложения НДС и установленных Налоговым кодексом РФ случаев освобождения от НДС отдельных операций, осуществляемых управляющими организациями по реализации работ, услуг потребителям в многоквартирных домах
Для управляющих организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, и обязанных с 1 января 2025 года уплачивать НДС по выбранной ставке, встает вопрос о порядке включения в размер платы за содержание жилого помещения ставки НДС, в т.ч. о возможности увеличения размера платы за содержание жилого помещения на сумму НДС без решения общего собрания собственников.
Аналогичный вопрос возникает у временных управляющих организаций, и управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами по результатам открытого конкурса, – может ли управляющая организация с 1 января 2025 года увеличить на сумму НДС размер платы за содержание жилого помещения, утвержденный органом местного самоуправления.
В настоящей статье дадим ответы на указанные вопросы
В соответствии с ч.6.2 ст.155 ЖК РФ управляющая организация осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии с Требованиями, установленными Правительством РФ.
Правительство РФ Постановлением от 28.03.2012 № 253 утвердило «Требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг» (далее – Требования). В первоначальной редакции Требований было указано, что в соответствии с Требованиями осуществляются расчеты за ресурсы, поставленные для предоставления коммунальных услуг, в т.ч. на общедомовые нужды в многоквартирном доме (пункт 3 Требований).
С 1 июля 2024 года вступили в силу положения новой части 20 статьи 155 ЖК РФ и части 22 статьи 4 Закона № 103-ФЗ об отмене взимания комиссии при приеме платежей за ЖКУ от физических лиц, нуждающихся в социальной поддержке.
Перечень таких категорий физических лиц определен распоряжением Правительства РФ от 27.04.2024 г. № 1059-р.
В отсутствии установленных на федеральном уровне правил идентификации лиц, которые при приеме платы за ЖКУ имеют право на освобождение от уплаты комиссии, операторы по приёму платежей обращались в Минстрой России, который указывал в своих ответах на частные такие обращения, что вопросы освобождения от уплаты комиссии при приеме платы за ЖКУ не относятся к компетенции Минстроя России.
Государственной Думой 10.12.2024 принят в третьем чтении Закон (проект № 78299-8 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и признании утратившей силу части 4 статьи 10 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»), 11 декабря 2024 Закон одобрен Советом Федерации (на момент передачи номера журнала в печать осталось только подписание Президентом РФ), поэтому приведем положения данного Закона в настоящей статье.
Федеральным законом от 23.11.2024 г. № 403-ФЗ внесены изменения в Федеральный Закон от 3.07.2016 № 315-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", которыми установлено дополнительное регулирование в отношениях по порядку прекращения права общей долевой собственности на помещение паркинга и образованию машино-места. Поскольку такие изменения влияют на определение доли собственников машино-мест в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме, прокомментируем изменения в указанные законы в соответствующей их части.
Приказом Минстроя России от 04.10.2024 № 673/пр "О внесении изменений в Методические указания по расчету размера платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 мая 2023 г. № 387/пр" (зарегистрировано в Минюсте России 11.10.2024 № 79766) внесены изменения в методические указания по расчету размера платы за техническое обслуживание газового оборудования.
С 26.09.2024 г. вступили в силу изменения, внесенные в Правила № 124 Постановлением Правительства РФ от 14.09.2024 № 1256 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491".
В связи с изменениями в Закон № 190-ФЗ, направленными на повышение надежности и безопасности систем теплоснабжения, вступающими с 1 марта 2025 года* приказом Минэнерго России 13.11.2024 № 2234 утверждены Правила обеспечения готовности к отопительному периоду и Порядок проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду.
Вопрос:
МКД на прямых расчетах с РСО, в 1 квартале 2024 года корректировка платы за отопление за 2023 год, в соответствии с требованиями пункта 42(2) Правил №354, РСО не осуществлена в связи с отсутствием показаний ОДПУ ТЭ (в том числе за определенный период расчетного периода 2023 года ПУ был недопущен в эксплуатацию). За пределами 1 квартала 2024 года (в сентябре 2024) в РСО поступили показания ОДПУ ТЭ за 2023 год. Будет ли считаться нарушением отказ РСО в корректировке размера платы за 2023 год за пределами 1 квартала 2024 года в связи с поздним предоставлением показаний ОДПУ ТЭ?
Вопрос:
От ВДИС МКД законно подключен сторонний объект (автостоянка) на основании тех. условий, выданных более 10 лет назад. ОПУ МКД учитывает объем потребления данной автостоянки. Энергосбыт минусует от ОПУ МКД объем потребления данной стоянки. ГЖИ выдало УК предписание о расчете платы КР на СОИ собственникам помещений в данном доме по нормативу, т.к. ОПУ МКД, учитывающий потребление стороннего объекта (автостоянки), не может считаться ОПУ. УК переподключило автостоянку до ОПУ МКД. Энергосбыт с этим не согласился, т.к. ранее выданными тех. условиями предусматривалось подключение автостоянки именно от ВДИС МКД после ОПУ МКД. Энергосбыт вывел из эксплуатации ОПУ МКД и ПУ автостоянки в связи с нарушением тех. условий. Владелец автостоянки не желает заказывать и выполнять новые тех.условия, его устраивало старое подключение. Каким образом УК действовать в такой ситуации? Возможно ли оспаривать действия Энергогсбыта по выводу из эксплуатации ОПУ, в каком порядке? Может ли УК требовать от Энергосбыта изменения старых тех. условий подключения?
Вопрос:
В управлении УК значительное количество МКД, формирующий фонд. кап. ремонта в "общем котле".
При проведении капитального ремонта в таких МКД типичной является ситуация при которой подрядчик, привлеченный региональным оператором (Фондом капитального ремонта), сообщает Фонду о невозможности проведения работ в связи с тем, что на общем имуществе располагается имущество иных лиц, которое требуется демонтировать для проведения работ (например, рекламные конструкции на фасаде или кровле, ящики интернет-провайдеров на чердаке и т.п.). Фонд полагает, что УК в рамках исполнения обязанности по предоставлению доступа к общему имуществу обязана самостоятельно решать данный вопрос, включая мероприятия по демонтажу такого имущества, в т.ч. самовольно размещенного третьими лицами или бесхозяйного. УК считает, что обязанность по предоставлению доступа следует толковать буквально, а не расширительно, и она ограничивается предоставлением ключей от подъездов/чердаков/подвалов подрядчику для проведения работ. Обязан ли Фонд / подрядчик Фонда самостоятельно демонтировать мешающие проведению работ конструкции или они вправе требовать этого от УК?
Вопрос:
В соответствии с Правилами ПП 307 от 23.05.2006 существует два разных понятия:
"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг;
"коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;
Аналогично и ЖК РФ (например, ст. 154) разделяются понятия «коммунальные услуги» и «коммунальные ресурсы».
В соответствии с п.29 п.3 ст 149 РК РФ: Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции: « реализация коммунальных услуг (за исключением услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами), предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.»
Т.е. в соответствии с законом освобождается от налогообложения только приобретение коммунальных услуг (не коммунальных ресурсов).
Про ОДН - Все управляющие компании закупают коммунальные ресурсы для обслуживания общего имущества.
Про ИТП - когда управляющая организация обслуживает дома с котельными и закупает коммунальные ресурсы (газ, электроэнергия, вода) для производства коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
В последнем абзаце письма Минфина от 04.10.2024№ 03-07—11/96415 указано: «управляющие организации, применяющие УСН, не включают в состав доходов денежные средства, полученные от потребителей в многоквартирном доме в счет оплаты коммунальных услуг и коммунальных ресурсов, потребленных при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома, в полном объеме перечисляемые ресурсоснабжающим организациям». При этом получается, что письмо Минфина прямо противоречит НК РФ. Письмо не является нормативным документом и в судах даже не будет рассматриваться в качестве доказательной базы, но есть хотя бы такое разъяснение.
Про коммунальные ресурсы, закупаемые для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению нигде ничего не сказано.
В связи с этим вопрос:
Подлежит ли налогообложению приобретение управляющей организацией коммунальных ресурсов у ресурсоснабжающей организации для предоставления коммунальных услуг жителям МКД?
Вопрос:
Согласно пп. "а" п. 11 Правил 410 УК надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов обеспечивается:
а) в многоквартирных домах путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме, либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, осуществляющей указанные работы.
Вправе ли УК выполнять работы по проверке, очистке, ремонту вент. каналов в своих домах собственными силами, не имея при этом лицензии / допусков СРО на данный вид работ (лицензия на управление имеется). Необходима ли специальная квалификация рабочим, которые будут выполнять данный вид работ? Имеются ли обязательные требования к акту обследования дымовых и вентиляционных каналов или он может составляться в произвольной форме?
Вопрос:
МКД в управлении УК. Собственники жалуются на брошенные автомобили на придомовой территории МКД.
Муниципальным правовым актом (Постановление администрации г. Красноярска от 19.04.2024 N 354 "Об утверждении Положения о порядке выявления, перемещения, временного хранения и утилизации брошенных, в том числе разукомплектованных, транспортных средств на территории города Красноярска") регламентируется утилизация брошенных автомобилей только на муниципальных территориях. Нормативно-правового акта, регламентирующего вопросы брошенных автомобилей на придомовых территориях, нет. Администрация города (района) отказывается заниматься вопросами брошенных автомобилей на придомовых территориях.
Что делать в такой ситуации УК? Какие меры УК может предпринять в отношении таких автомобилей (в т.ч. в ситуации, когда собственник неизвестен и не может быть установлен либо известен, но не реагирует на предписания УК убрать автомобиль с придомовой территории, однако при этом правила ПДД не нарушаются)?
Вопрос:
В управлении УК более 1300 МКД. В отношении некоторых нежилых подвальных помещений в МКД в ЕГРН было зарегистрировано право муниципальной собственности. ОМСУ направил в Росреестр заявления по части таких помещений о прекращения права муниципальной собственности в связи с наличием признаков общего имущества. Росреестр по заявлению ОМСУ в 2022 году внес записи о прекращении права муниципальной собственности в отношении 47 помещений (в большинстве своем - подвальные помещения МКД) с указанием о том, что данные помещения являются общим имуществом. В УК информацию о произошедших изменениях не сообщил ни ОМСУ, ни Росреестр. В 2024 году УК случайно узнала о произошедших в 2022 году изменениях, что существенно, т.к. изменилась площадь МОП (увеличилась) и соответственно уменьшилась площадь помещений (жилых и нежилых), на которую ведется начисление платы. Однако, расходы УК в 2022 -2024 году были понесены в соответствии с планируемыми доходами и утвержденным размером платы исходя из площади начисления с учетом муниципальных помещений, на которых начислялась плата. У УК возникли убытки. Кроме того, в настоящее время ОМСУ и Росреестр также не сообщают в УК о новых случаях прекращения права муниципальной собственности и переводе помещений в статус общего имущества. Как защитить УК свои права в такой ситуации? Как обеспечить достоверность начислений? Очевидно, что УК не может заказывать выписки ЕГРН на весь жилой фонд ежедневно, чтобы самостоятельно отслеживать изменения, это невозможно, кроме того, это очень дорого. На какие нормы законодательства может опереться УК, требуя от ОМСУ или от Росреестра сообщать о новых случаях прекращения права муниципальной собственности и переводе помещений в статус общего имущества? Кто и в какие сроки должен уведомлять УК о таких изменениях?
Вопрос:
ТСЖ заключило договор управления с УК. В реестре лицензий субъекта РФ сделана запись о включении этого МКД в перечень домов, управление которыми осуществляет данная УК. Вправе ли УК требовать начисления собственникам платы за содержание жилого помещения и КР СОИ от своего имени, а не от имени ТСЖ? Если да, то при каких условиях?
Вопрос:
У нас такая проблема. Собственники уезжают и выключают отопление. Чтобы меньше платить.
Вот нашли Минстроя №16329-ОГ/00.
Нулевые расходы по ИПУ много лет применялись к расчетам. Применение данного письма кроме как к увеличению дебеторки ни к чему не приведет.
Смогу я, руководствуясь данным письмо Минстроя, подтвердить изменения порядка начисления платы за отопление в суде?