Синтаксис поискового запроса:
Логические операторы позволяют строить более сложные запросы, например:
Жилищное законодательство не содержит правил учета перерасчетов платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, по причине перерасчетов платы за коммунальные услуги отдельным потребителям за прошедшие расчетные периоды.
Однако, судебная практика подтверждает правомерность такого учета. Приведем примеры соответствующих судебных решений и обратим внимание на особенности учета таких перерасчетов в расчетных периодах
Вопрос:
По мнению гарантирующего поставщика, в силу действующего регулирования возникают дискриминационные условия, при которых стоимость электрической энергии, подлежащей использованию для целей общедомовых нужд, для собственника (пользователя) нежилого помещения, не относящегося к категории «население», будет зависеть от выбора способа управления в многоквартирном доме. При этом не изменяется категория потребителя, являющегося собственником нежилого помещения, характеристики нежилого помещения (площадь и т.д.).
Просим подтвердить или опровергнуть наличие таких дискриминационных условий и разъяснить: с использованием какой цены (тарифа) необходимо осуществлять расчет платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, собственнику (пользователю) нежилого помещения в многоквартирном доме при выборе и реализации собственниками помещений следующих способов управления в МКД: 1) непосредственное управление собственниками помещений, 2) управление ТСЖ или управление управляющей организацией, 3) при неосуществлении собственниками выбора способа управления либо при нереализации выбранного способа управления.
1.1. Цели введения дифференцированных тарифов на электрическую энергию
В электроэнергетике существует перекрестное субсидирование, когда тарифы для населения устанавливаются ниже экономически обоснованных, из-за чего вырастает стоимость электрической энергии для остальных потребителей.
В целях снижения перекрестного субсидирования (финансовой нагрузки на бизнес при оплате за электрическую энергию) Правительство РФ установило в Основах ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178 (далее – Основы ценообразования), порядок определения предельной величины перекрестного субсидирования с учетом ее снижения в соответствии с графиком такого снижения при его утверждении Правительством РФ.
Вопрос:
Между РСО и УО заключен договор поставки КР в целях СОИ.
За период с января по июнь 2022 г. у УО образовалась задолженность по оплате КР на СОИ перед РСО. РСО обратилось в Арбитражный суд с иском. В процессе рассмотрения дела, УО продолжала производить оплаты задолженности частично и полностью погасила долг в декабре 2022 г.
Каким образом должна быть рассчитана РСО неустойка за несвоевременную оплату КР?
Позиция РСО: период действия моратория с 01.04.2022 по 01.10.2022 г. , установленного Постановлением № 497 от 28.03.2022, включаются в дни расчета пени, согласно ст 13 п. 6.4 416 ФЗ, однако пеня в период действия моратория не начисляется.
Позиция УО: период действия моратория с 01.04.2022 по 01.10.2022 г., должен быть исключен из дней расчета пени.
Пример:
Расчет РСО:
Период расчета пени | Количество дней просрочки | Ставка для расчета пени | Метод расчета (360/300/по договору) |
16.02.22 - 28.02.22 | 13 | 0,0750 | 1/300 |
01.03.22 - 31.03.22 | 31 | 0,0750 | 1/300 |
02.10.22 - 17.10.22 | 16 | 0,0750 | 1/130 |
18.10.22 - 31.10.22 | 14 | 0,0750 | 1/130 |
01.11.22 - 16.11.22 | 16 | 0,0750 | 1/130 |
17.11.22 - 30.11.22 | 14 | 0,0750 | 1/130 |
Период расчета пени | Количество дней просрочки | Ставка для расчета пени | Метод расчета (360/300/по договору) |
16.02.22 - 28.02.22 | 13 | 0,0750 | 1/300 |
01.03.22 - 31.03.22 | 31 | 0,0750 | 1/300 |
02.10.22 - 17.10.22 | 16 | 0,0750 | 1/300 |
18.10.22 - 31.10.22 | 14 | 0,0750 | 1/170 |
01.11.22 - 16.11.22 | 16 | 0,0750 | 1/170 |
17.11.22 - 30.11.22 | 14 | 0,0750 | 1/130 |
Вопрос:
Все МКД находятся на прямых договорах с РСО по всем видам КУ.
В спорном МКД установлен и введен в эксплуатацию ОПУ ХВС. С января по сентябрь 2024 г. расчет между УО и РСО производился по показаниям ОПУ ХВС.В сентябре 2024 УО не сняты и не переданы показания ОПУ ХВС в РСО. В октябре УО сняла показания ОПУ ХВС и передала РСО.
Каким образом должен быть определен объем ХВС в сентябре и октябре?
Позиция УО – по среднему в сентябре, по показаниям ОПУ в октябре, позиция РСО – по нормативу и в сентябре и октябре (несмотря на то, что показания ОПУ были переданы, начальные показания отсутствуют), в ноябре по показаниям ОПУ.
В случае снятия и предоставления УО показаний ОПУ во втором расчетном периоде, возможна ли корректировка объемов КР в предыдущих периодах, в которых объем рассчитан исходя из норматива, до фактических показаний ОПУ?
Например:
1 мес. Норматив
2 мес. По ОДПУ приняв за начальные показания объем скорректированный на объем нормативный
Вопрос:
УК во исполнение ПП 1055 заключила с операторами связи договоры на возмещение расходов за потребление электроэнергии на следующих условиях: объем потребления рассчитывается по максимальной мощности оборудования, стоимость - по тарифу для юр. лиц (нерегулируемый тариф).
Операторы связи перечисляют плату в УК на основании указанных договоров.
Между УО и РСО заключен договор на поставку э/э на СОИ, отдельные положения, регулирующие взаимоотношения сторон в части компенсации э/э потребленных Операторами связи, договор не содержит.
На каком основании УК должна перечислять в РСО собранные денежные средства с Операторов связи в качестве компенсации платы за потребленную оборудованием э/э?
Необходимо ли заключить дополнительное соглашение к договору / отдельный договор между УО и РСО? Каким образом урегулировать платежи УО в РСО в данной части?
Вопрос:
Просим пояснить порядок учета отрицательных объемов коммунальных ресурсов на СОИ в следующих случаях.
Например: расчет объемов коммунального ресурса на СОИ в течение января-июня календарного 2024 г. велся по ОДПУ, в течение июля-сентября 2024 г. – по среднемесячным объемам. На 30.09.2024 г. в МКД сложился отрицательный объем коммунального ресурса на СОИ.
В октябре-декабре 2024 г. объемы коммунального ресурса на СОИ определялись исходя из норматива потребления коммунального ресурса на СОИ. Корректировка платы за календарный 2024 год обернется в июль, т.к. в течение 9-ти месяцев (до применения норматива) суммарный объем коммунального ресурса на СОИ оказался отрицательным (исходящий отрицательный объем на 30.09.2024 г.).
Учитывается ли сложившийся на последний, перед началом расчета по нормативу, месяц 2024 г. отрицательный объем коммунального ресурса на СОИ при расчете по ОДПУ в следующем календарном году?
Вопрос:
Управляющая организация осуществляет управление многоквартирными домами, в которых собственники помещений не приняли решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых на СОИ, определяемых исходя из объемов, измеренных коллективными (общедомовыми) приборами учета.
В таких случаях управляющая организация имеет право собирать плату с жителей за КР на СОИ, потребленные в МКД в 2024 г., исходя из утвержденных нормативов потребления. Перерасчет такой платы по показаниям ОПУ за 2024 г. управляющая организация сможет сделать только начиная с 1 января 2025 г.
Имеет ли право ресурсоснабжающая организация выставлять управляющей организации счета на оплату КР на СОИ в период 2024 г. за потребленные ресурсы в 2024 г. по показаниям ОПУ и насчитывать пени за не полную оплату?
Многие управляющие организации сталкиваются с проблемами порядка перерасчета платы за коммунальные ресурсы, поставляемые ресурсоснабжающими организациями в многоквартирные дома с нарушением качества, что приводит к нарушению качества предоставляемых потребителям коммунальных услуг.
Приведем пример описания таких проблем одной из управляющих организаций во взаимоотношениях с теплоснабжающей организацией по поставке в многоквартирный дом горячей воды. В поисках решения таких проблем управляющая организация предлагает внести изменения в действующее законодательство.
Рассмотрим причины описываемых управляющей организацией проблем и оценим возможность их решения без изменения законодательства
Вопрос:
Дом находится на прямых договорах с РСО по всем видам КУ.
В доме находится нежилое помещение с ИПУ. В 2023 году ИПУ нежилого помещения был подключен после ОДПУ. В 2025 году ИПУ нежилого помещения переподключено до ОДПУ МКД.
Нежилое помещение не имеет договора с ПАО КЭС (РСО) на поставку электроэнергии, хотя ПАО КЭС знает о нежилом помещении.
Неоднократно в адрес ПАО КЭС направлялись уведомления о необходимости актирования факта бездоговорного потребления электрической энергии и минусовки данного объема из объема, выставляемого УК. ПАО КЭС бездействует. Проводить перерасчет отказываются, ссылаясь на Постановление № 554, согласно которому они могут произвести перерасчет только за прошедший год с момента актирования.
В связи с вышеизложенным возникают следующие вопросы:
1. Может ли УК самостоятельно начислить данному нежилому помещению плату за ЭЭ исходя из показаний ИПУ за период в который ИПУ нежилого помещения был подключен после ОДПУ?
2. Обязан ли ПАО КЭС произвести перерасчет платы УК за 3 года (срок исковой давности) с момента актирования или только за прошедший год?
Вопрос:
Правомерно ли предъявление управляющей организации стоимости тепловой энергии в виде повышающего коэффициента в соответствии с пп.«е» п.22 Правил № 124 при наличии прямых договоров РСО с потребителями в МКД?
Вопрос:
При начислении платы за водоотведение на СОИ РСО суммирует объем по ОПУ гвс и хвс, но при условии наличия обоих приборов. В случае если в МКД есть ОПУ хвс и получившийся объем на СОИ имеет отрицательное значение, а ОПУ гвс отсутствует (норматив), то водоотведение на СОИ начисляется на сумму норматива горячего водоснабжения, а отрицательная сумма холодного водоснабжения переходит на следующие периоды. Верно ли это?
С переходом на прямые договоры теплоснабжения в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению при применении способа оплаты равномерно в течение календарного года участились судебные споры о правомерности корректировки платы за коммунальную услугу управляющей организацией на дату прекращения ею предоставления коммунальной услуги, а также о проведении аналогичной корректировки теплоснабжающей организацией обязательств управляющей организации до даты прекращения заключенного между ними договора теплоснабжения.
Несмотря на позицию Минстроя России о возможности проведения такой корректировки платы потребителей за коммунальную услугу по отоплению при смене исполнителя суды не признают такую корректировку соответствующей жилищному законодательству.
Приведем соответствующую судебную практику и прокомментируем её
В соответствии с ч.6.2 ст.155 ЖК РФ управляющая организация осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии с Требованиями, установленными Правительством РФ.
Правительство РФ Постановлением от 28.03.2012 № 253 утвердило «Требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг» (далее – Требования). В первоначальной редакции Требований было указано, что в соответствии с Требованиями осуществляются расчеты за ресурсы, поставленные для предоставления коммунальных услуг, в т.ч. на общедомовые нужды в многоквартирном доме (пункт 3 Требований).
Вопрос:
Отсутствует утвержденный норматив потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Как должна рассчитывать РСО ГВС на СОИ (в доме самостоятельное производство ГВС)?
Вопрос:
Учитываются ли ранее накопленные отрицательные СОИ (расчет по показаниям ОПУ) в расчетном периоде, когда расчет по СОИ по МКД проведен по нормативу (случай когда ОПУ нерабочий уже 4-й месяц), то есть уменьшаем ли величину нормативных СОИ на накопленные ранее отрицательные СОИ?
Вопрос:
Отсутствует утвержденный норматив потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Как должна рассчитывать РСО ГВС на СОИ (в доме самостоятельное производство ГВС)?