Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – Закон о ККТ) в редакции Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ обязал все организации, принимающие платежи от населения за товары, работы, услуги, применять при расчетах контрольно-кассовую технику, включая безналичные поступления.
В очередной раз предлагаем рассмотреть вопросы, связанные с правилами оплаты тепловой энергии, потребляемой на горячее водоснабжение в многоквартирном доме с индивидуальным тепловым пунктом, относящимся к общему имуществу в многоквартирном доме. Причины очередного рассмотрения названных отношений исходят из двух обстоятельств: первое – связано с окончанием отопительного периода 2018 – 2019, а, следовательно, с продолжающимися спорами между теплоснабжающими организациями и лицами, управляющими многоквартирными домами, по определению объема тепловой энергии на ГВС в межотопительный период при наличии ОПУ тепловой энергии, второе – случаи перехода на прямые договоры ресурсоснабжающих организаций с потребителями коммунальных услуг в многоквартирных домах с нецентрализованной системой ГВС
В первом номере журнала Жилкомаудит этого года было прокомментировано письмо Минстроя России от 7.05.2018г. № 20237-ОГ/04, в котором Минстроем России рассмотрен случай перехода на прямые договоры между РСО и потребителями в соответствии со ст.157.2 ЖК РФ в многоквартирном доме с нецентрализованной системой ГВС. Отдельные ресурсоснабжающие организации признавали в данном письме позицию Минстроя России о невозможности в таких домах перехода на прямые договоры между теплоснабжающей организацией или организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, и потребителями.
8 мая 2019 г. вступили в силу изменения, внесенные постановлением Правительства РФ от 25.04.2019 № 494 в Правила определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая правила индексации предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2017 г. № 1562.
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2014г. № 637 внесены изменения в Правила организации теплоснабжения, в Правила о подключении к системам теплоснабжения, в Правила № 354 и в Правила № 124 по вопросам повышения эффективности, надежности и качества теплоснабжения в ценовых зонах теплоснабжения.
В соответствии с положениями ст.23.3 Закона № 190-ФЗ поселение или городской округ относятся к ценовым зонам теплоснабжения по решению Правительства РФ, принятому на основании предложения Минэнерго России, подготовленного в соответствии с направленным ему обращением исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, согласованного с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
21.02.2019 г. субъектом Российской Федерации принято решение о выборе взимании платы за потребленную коммунальную услугу с использованием установленных нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях осуществляется в течение календарного года равными долями за каждый месяц с учетом коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равному отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, к количеству месяцев в календарном году - приказ вступает в законную силу с 01.07.2019 г., ранее же действовал иной способ - взимание платы за потребленную коммунальную услугу с использованием установленных нормативов в течение отопительного периода равными долями за каждый полный и неполный месяц в отопительном периоде. Вопросы: 1. 1. С какой даты мы должны применять новый способ оплаты за отопление? 2. 2. Данный способ должен будет применяться только для МКД, где отсутствуют ОДПУ или для всех МКД?
1.Правомерно ли расценивать поквартирные распределители тепловой энергии "ДОПРИМО", расположенные в доме с вертикальной разводкой в качестве ИПУ (индивидуального прибора учета)?
2. При переходе на прямые договоры с собственниками жилых помещений обязана ли УК передать исполнительную и проектно-техническую документацию в РСО?
Правильно ли при выходе из строя ОПУ ТЭ (с общим учетом ТЭ на отопление и ГВС) с 07.2018 года, при расчете корректировки размера платы за отопление собственникам МКД принимать объем потребленной тепловой энергии в течение 3-х расчетных периодов июль, август, сентябрь по среднемесячному потреблению тепловой энергии на отопление по ОПУ (в соответствии с п. 59(1) Правил № 354), соответственно т.к. период с 01.07.2018 г. до 14.09.2018 г. не отопительный, объем ТЭ на отопление =0, с 14.09.18 по 30.09.18 по среднему потреблению за 6 месяцев отопительного периода, ГВС по среднему в течение всех 3-х месяцев с июля по сентябрь. А начиная с октября по нормативу без учета К периодичности в течение отопительного периода до ввода ОПУ в эксплуатацию. Или расчет по среднемесячному по отоплению начинаем производить только с начала отопительного периода с 104.09.2018 в течение 3-х расчетных периодов, а только потом норматив, но тогда как быть с ГВС, при общем ОПУ ТЭ. Столкнулись с позицией проверяющих органов, которые настаивают на втором варианте.
В своем письме от 04.05.2018 № 20073-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с принятием Федерального закона от 3 апреля 2018 г. № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» Минстрой России разъясняет, что лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, выступает "единым окном" для приема жалоб потребителей на нарушение качества предоставляемых коммунальных услуг и обязано отвечать за качество предоставляемых коммунальных услуг внутри многоквартирного дома в части надлежащего содержания внутридомовых инженерных коммуникаций, тогда как ресурсоснабжающая организация отвечает за качество коммунальных услуг, предоставленных до границы внутридомовых инженерных коммуникаций». В соответствии с позицией Верховного Суда РФ (Определение от 06.07.2015 № 310-КГ14-8259) наличие у компании статуса управляющей организации означает «автоматическое» возникновение статуса исполнителя коммунальных услуг, в результате чего, у той или иной организации возникают соответствующие обязанности, связанные с предоставлением коммунальных ресурсов потребителям. В зависимости от выбранного способа управления МКД исполнителем коммунальных услуг может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или ресурсоснабжающая организация (при непосредственной форме управления МКД). Указанное правило ЖК РФ является императивным. Это означает, что в случаях, когда собственниками помещений в МКД выбран отличный от непосредственной формы способ управления МКД, ресурсоснабжающая организация не может являться исполнителем коммунальных услуг. Кто является исполнителем коммунальных услуг при управлении МКД управляющей организацией в случае заключения собственниками прямых договоров в порядке статьи 157.2 ЖК РФ с ресурсоснабжающей организацией?
МКД перешел на прямые договорные отношения с РСО. Цокольные помещения, входящие в состав общедомового имущества сдаются в аренду. УК на основании протокола ОСС, от имени собственников заключила договора аренды с арендаторами. РСО обязывает арендаторов цокольных помещений ( ссылаясь на Постановление №354 ) заключать напрямую с РСО договора потребления ресурса. Имеет ли право арендатор отказаться от заключения договоров потребления ресурса с РСО ?
Способ оплаты 1/9. Норматив на отопление установлен на 9 месяцев (в нашем регионе отопительный сезон с сентября по май включительно). В случае если отопительный сезон закончится в июне (по погодным условиям), как производить начисление за отопление? Это уже получается не 1/9 , будет ли это правомерно?
В соответствии с п.69 (д)ПП РФ №354, в платежном документе необходимо указывать объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами. Мы, как РСО, рассчитываем размер платы на общедомовые нужды по ГВС по тем МКД, где способ управления не выбран или не реализован. Установленный на СОИ норматив измеряется как м.куб/ 1кв.м. Каким образом это воплотить в счет-квитанции в расчете на каждого потребителя?
Ранее платежные агенты привлекались к административной ответственности по ч.2 ст.15.1 КоАП РФ за неиспользование специальных счетов при приеме наличных денежных средств. В настоящее время налоговые органы привлекают платежных агентов по ч.2 ст.15.1 КоАП РФ в связи с неиспользованием специального банковского счета для осуществления расчетов при приеме платежей от физических лиц.
В соответствии с частью 6 статьи 157 ЖК РФ лицо, предоставляющее коммунальные услуги, при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязано уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами. При поступлении обращения собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда с заявлением в письменной форме о выплате штрафа лицо, предоставляющее коммунальные услуги, не позднее тридцати дней со дня поступления обращения обязано провести проверку правильности начисления предъявленного к оплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений:
Со времени введения Закона № 261-ФЗ не прекращаются споры о том, кто является лицом, обязанным оборудовать многоквартирный дом общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов, если собственники помещений в многоквартирном доме своевременно не исполнили такую обязанность. Приведем судебную практику по порядку исполнения собственниками такой обязанности
ГЖИ Красноярского края выдала управляющей организации предписание с требованием устранить нарушение, выразившееся в доначислении собственникам помещений в многоквартирном доме платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению по компоненту тепловая энергия исходя из показаний ОПУ тепловой энергии в отсутствии норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды. По заявлению управляющей организации в арбитражный суд о признании указанного предписания несоответствующим действующему законодательству, суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что требования управляющей организации подлежат удовлетворению <br />
<br />
По вопросу непроведения перерасчета норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, установленного на каждый месяц отопительного периода, пропорционально дням фактической поставки тепловой энергии в целях отопления в месяцы начала и окончания отопительного периода Минстрой России дал соответствующее разъяснение еще в 2015 году. Так, в его письме от 23.11.2015г. № 38988-ОГ/04 разъяснено следующее:
В соответствии с п.56(1) Правил № 354 если исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении может ли исполнитель составить соответствующий акт и начислять за коммунальную услугу сразу, без направления этого акта в органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции?
Просим разъяснить какими нормативно-правовыми актами следует руководствоваться для объективного определения объема потребления тепловой энергии жилой частью дома и каждым нежилым встроенным помещением, руководствуясь показаниями общедомового УУТЭ (расчетным способом, или иным образом), с учетом наличия методики МДК 4-05.2004, утвержденной Заместителем председателя Госстроя России 12.08.2003г.