Портал Специалиста ЖКХ: информационно-консультационная система
   
 
Присоединяйтесь! Мы уверены, Вы найдете массу полезных материалов...     
Подробнее о Портале

  Используемые сокращения
 

Консультационная система

Поисковая консультационная система сформирована из материалов ООО «АКЦ Жилкомаудит» при работе с субъектами ЖКХ.

Опрос

  1. Какие вы знаете интернет-ресурсы по теме ЖКХ?


Журнал «Жилкомаудит» 3 \ 2021
Федеральным законом от 03.07.2019 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и приостановлении действия отдельных положений статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) привлечение к административной ответственности за неприменение ККТ при осуществлении расчетов за услуги в сфере ЖКХ, в т.ч. услуги ресурсоснабжающих организаций, было приостановлено до 1.10.2020 г.
Журнал «Жилкомаудит» 2 \ 2021

В совместном письме Минфина России и ФНС России от 21 мая 2021 г № БС-4-21/7027@ изложена позиция о критериях разграничения видов имущества (движимое или недвижимое) в целях применения главы 30 НК РФ с учетом Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации (далее - Верховный Суд) от 17.05.2021 № 308-ЭС20-23222 по делу № А32-56709/2019.

По данному делу рассматривался спор с налоговым органом, который начислил налог на имущество и сумму пени, ссылаясь на неправомерное отнесение обществом энергоустановки в состав движимого имущества и применение льготы, установленной п. 21 ст. 381 НК РФ. Заявитель просил признать недействительным решение налогового органа в части доначисления налога на имущество организаций, пеней и взыскания штрафа. Требование было удовлетворено в части, так как публично-правовая цель предоставления освобождения от налогообложения обществом достигнута, в связи с чем включение инспекцией стоимости энергоустановки в налоговую базу для исчисления налога на имущество организаций не может быть признано правомерным.


Журнал «Жилкомаудит» 2 \ 2021

В связи с внесенными изменениями в Правила № 644, вступившими  силу с 3 июня 2020 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 № 728), на практике стали возникать вопросы относительно правомерности начисления РСО платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения, в том числе абонентам, расположенным во встроенных (пристроенных) нежилых помещениях в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем.

Напомним, что в Верховном суде РФ пытались признать частично недействующим подпункт "б" пункта 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728. Однако Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2020 № АКПИ20-722 вынесено решение об отказе в удовлетворении заявления*. Из решения суда следует, что положения Правил № 644 предоставляют абоненту право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123(4) Правил № 644 либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента.

 

Соответствующие разъяснения представлены в письме ФАС России  от 07 апреля 2021 № МШ/27138/21 «По вопросам взимания платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод».

Приведем указанное письмо ФАС России.



* см. подробнее - в журнале Жилкомаудит № 1-2021 стр.94-96


Журнал «Жилкомаудит» 1 \ 2021
На практике все большее распространение получают «зависимые» машино-места, которые бывают следующих видов:
1)    многоуровневое машино-место, выехать с верхнего ряда которого  можно только после того, как машина, стоящая ниже, освободит проезд. При этом верхний уровень располагается не на следующем этаже парковки, а над нижней машиной, т.е. как бы на «на кровле» нижнего машино-места;
2)    машино-место с зависимым въездом и выездом (семейное машино-место), располагается на одном этаже, но для выезда дальней машины ближней машине  необходимо освободить ей проезд.
В отдельных случаях возникают споры между управляющими организациями и собственниками таких машино-мест по определению количества голосов, которыми собственники «зависимых» машино-мест могут голосовать на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, во встроенном паркинге которого размещаются такие «зависимые» машино-места. Чаще такие собственники требуют увеличения количества их голосов в зависимости от количества уровней принадлежащего им машино-места.
Сразу отметим, что количество голосов, которыми обладает собственник для решения вопросов, связанных с управлением в многоквартирном доме и предоставлением услуг, определяется долей в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, которая пропорциональна площади принадлежащего собственнику помещения в многоквартирном доме.
Напомним, что из ст.130 ГК РФ следует, что к недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Понятие «машино-место» содержится в п.29 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, согласно которому машино-место  - предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
При этом согласно ч.7 ст.1 Закона № 218-ФЗ сведения о машино-местах подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости, что  подтверждает существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.
Росреестр в письме от 20.01.2020 № 14-00361-ГЕ/20 привел позицию Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России (письма от 03.06.2019 № 19961-ОД/08 и от 28.10.2019 № 40528-ОД/08) и Департамента недвижимости Минэкономразвития по вопросу учета и регистрации в отношении машино-мест, доступ к которым осуществляется через смежные с ними машино-места, а также по  участию таких объектов в гражданском обороте как самостоятельных объектов недвижимости (письмо от 20.12.2019 № Д23и-44592).
Приведем извлечения из вышеприведенных писем Минстроя России и Минэкономразвития России.

Журнал «Жилкомаудит» 1 \ 2021
Весь период применения нормы пп.29 п.3 ст.149 НК РФ об освобождении от НДС операций по реализации управляющими организациями, товариществами, кооперативами коммунальных услуг потребителям при условии их приобретения у ресурсоснабжающих организаций (с 2010 года) управляющие организации, товарищества, кооперативы руководствовались разъяснениями Минфина России и ФНС России о применении указанного освобождения только в части стоимости предоставленных потребителям коммунальных услуг, соответствующей стоимости коммунальных ресурсов, приобретаемых у ресурсоснабжающих организаций. Такая позиция Минфина России и ФНС России поддерживалась многочисленными решениями судов и подтверждалась Определениями ВС РФ или Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ.
Письмом Минфина России от 27.10.2020г. № 03-07-04/93620 впервые делается вывод о признании освобождаемой от НДС по пп.29 п.3 ст.149 НК РФ стоимости коммунальных услуг, реализуемых управляющими организациями потребителям с учетом, её превышения над стоимостью коммунальных ресурсов, приобретаемых у ресурсоснабжающих организаций, по причине применения при расчете платы за коммунальные услуги отдельным потребителям повышающих коэффициентов в случаях, установленных ч.1 ст.157 ЖК РФ и положениями Правил № 354.
Приведем данное письмо, после чего его прокомментируем.

Журнал «Жилкомаудит» 6 \ 2020

В практике применения пп. «а» п.59 Правил № 354 вопросы о порядке расчета размера платы за коммунальные услуги в случае, когда в жилом помещении объем потребляемой коммунальной услуги измеряется более, чем одним индивидуальным прибором учета, возникают часто, поскольку такой случай прямыми нормами Правил № 354 не урегулирован, а к исполнителю коммунальных услуг, который вынужден в указанном случае руководствоваться собственным мнением, могут быть применены меры ответственности в виде штрафа потребителю при признании ошибки в расчете размера платы, выставленного потребителю и рассчитанной по определенной исполнителем методике.

Приведем по данному вопросу позицию Минстроя России, после чего представим наш комментарий.

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 июля 2019 г. № 23537-СН/04

Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России рассмотрел обращение, поступившее посредством официального сайта Минстроя России, и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), индивидуальный прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении;

Таким образом, под индивидуальным прибором учета понимается такое средство измерения или совокупность средств измерений, которые обеспечивают учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого в жилое или нежилое помещение многоквартирного дома.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 59 Правил № 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) Правил № 354 при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) Правил № 354 при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

Таким образом, в случае, если одно из средств измерений, входящих в индивидуальный прибор учета, вышло из строя, либо у такого средства измерения истек срок эксплуатации, индивидуальный прибор учета считается вышедшим из строя и размер платы за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, но не более 3 расчетных периодов подряд, а по истечении предельного количества расчетных периодов исходя из норматива потребления коммунальных услуг.

Дополнительно сообщаем, акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется исполнителем для всего индивидуального прибора учета в целом.

В соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

В этой связи следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Директор Департамента развития

жилищно-коммунального хозяйства

С.В.НИКОНОВА
Журнал «Жилкомаудит» 5 \ 2020
Постановлением Правительства РФ от 2.04.2020 №  424 приостановлено действие пп.«д» п.81(12) Правил № 354, которым предусмотрено признание прибора учета вышедшим из строя в случаях истечения межповерочного интервала поверки приборов учета. По многочисленным вопросам, возникающим по применению указанного постановления Минстрой России дал разъяснения в своих письмах, которые приводим ниже:
Журнал «Жилкомаудит» 4 \ 2020
В первом полугодии 2020 Минстрой России выпустил несколько писем с разъяснением отдельных вопросов, связанных с проведением общего собрания собственников помещений в МКД.
Прокомментируем кратко предметы таких разъяснений, после чего представим извлечения из комментируемых соответствующих писем.

1) Отсутствие реестра собственников помещений в многоквартирном доме не препятствует проведению общего собрания
В письме Минстроя России от 11.02.2020 № 3747-ОГ/04 сообщается, что управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива должны предоставить лицу, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, реестр собственников помещений в многоквартирном доме с указанием документов, подтверждающих право собственности на помещения.

Журнал «Жилкомаудит» 1 \ 2020
В настоящий период участились случаи проверки антимонопольными органами деятельности организаций, оказывающих услуги расчетно-кассового обслуживания (начисления и приема платежей за ЖКУ от граждан в пользу ресурсоснабжающих организаций и лиц, управляющих многоквартирными домами) в сфере ЖКХ (далее – РКЦ), в т.ч. по вопросам формирования цен на оказываемые РКЦ услуги организациям ЖКХ.
Журнал «Жилкомаудит» 6 \ 2019
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в письме от 18 сентября 2019 г. № 14-3/В-742 изложило свою позицию по вопросу применения аттестации работников, предусмотренной статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации, с учетом положений  Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" (далее - Федеральный закон № 238-ФЗ).

Приводим текст письма Минтруда РФ

Журнал «Жилкомаудит» 5 \ 2019
ФАС России в письме от 27.09.2019 № ВК/84470/19 разъяснены особенности заключения договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и их трансформации в концессионные соглашения.
Приведем текст письма

Журнал «Жилкомаудит» 4 \ 2019
Минфин России в ответ на запрос Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству сообщил, что прием ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД не требует применения контрольно-кассовой техники (далее -  ККТ).
Также в вышеупомянутом письме Минфин России пояснил, что ККТ может не применяться товариществами собственников недвижимости, кооперативами при приеме платы за ЖКУ от собственников помещений в МКД вне зависимости от членства в ТСЖ, кооперативе (за исключением наличных расчетов или электронными средствами платежа при непосредственном взаимодействии с плательщиком).

Журнал «Жилкомаудит» 3 \ 2019
В первом номере журнала Жилкомаудит этого года было прокомментировано письмо Минстроя России от 7.05.2018г. № 20237-ОГ/04, в котором Минстроем России рассмотрен случай перехода на прямые договоры между РСО и потребителями в соответствии со ст.157.2 ЖК РФ в многоквартирном доме с нецентрализованной системой ГВС. Отдельные ресурсоснабжающие организации признавали в данном письме позицию Минстроя России о невозможности в таких домах перехода на прямые договоры между теплоснабжающей организацией или организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, и потребителями.
Журнал «Жилкомаудит» 2 \ 2019
В Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ поступило обращение, в котором содержались  вопросы, связанные с заключением застройщиком договора с ресурсоснабжающими организациями, в частности, вопрос о праве застройщика (как единственного собственника) заключить с РСО прямые договоры с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию для того, чтобы после передачи квартир по актам приема-передачи собственники квартир напрямую оплачивали коммунальные услуги в РСО, а также вопрос о праве застройщика до передачи квартир по актам приема-передачи не заключать договор с РСО.
Журнал «Жилкомаудит» 1 \ 2019
В письме Минстроя России от 7 мая 2018 г. № 20237-ОГ/04 директором Департамента ЖКХ было высказано мнение о невозможности перехода на прямые договоры между РСО и потребителями в тех случаях, когда в соответствии со степенью благоустройства многоквартирного дома осуществляется производство коммунальных услуг с помощью оборудования, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме.
Журнал «Жилкомаудит» 4 \ 2018
Федеральным законом от 29.07.2017 № 279-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения" Закон о концессионных соглашениях был дополнен статьей 52.1., устанавливающей особенности заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем в ценовых зонах теплоснабжения.
Журнал «Жилкомаудит» 4 \ 2018

В журнале Жилкомаудит №2 2018 года была приведена информация о том, что с 3 июня 2018 года начал действовать запрет на размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Соответствующие изменения были внесены в ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".

С появлением соответствующей нормы стала очевидной недопустимость размещения рекламы на платежных документах за ЖКУ как с лицевой, так и с оборотной стороны, при этом оставался спорным вопрос о возможности распространения рекламы посредством вложения ее в конверт с платежным документом.


Журнал «Жилкомаудит» 3 \ 2018
В первом номере журнала Жилкомаудит 2018 года подробно рассматривались отношения, связанные с определением тождественности или схожести до степени смешения фирменных наименований управляющих организаций (как лицензиатов, так и соискателей лицензий), поскольку требование об отсутствии такой тождественности или схожести было введено в состав лицензионных требований Федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 485-ФЗ).
Журнал «Жилкомаудит» 3 \ 2018

ПИСЬМО

от 12 июля 2018 г. № 30605-АЧ/02

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело обращение и по поставленным в нем вопросам сообщает следующее.

В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относятся, в частности, выбор способа управления многоквартирным домом, принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта и выборе способа формирования фонда капитального ремонта.


Журнал «Жилкомаудит» 2 \ 2018
    Тема передачи прав на объекты коммунальной инфраструктуры, в том числе с учетом мнения антимонопольных органов, неоднократно рассматривалась на страницах нашего журнала. В настоящей статье приведем Письмо ФАС России от 03.10.2017 № РП/67997/17 "О разъяснении пункта 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части передачи котельных", в котором затрагивается вопрос о возможности отнесения котельной к сети инженерно-технического обеспечения для определения правомерности передачи прав на котельную лицу,  обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения.     


Статьи 21 - 40 из 72
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец



^  Наверх