Синтаксис поискового запроса:
Логические операторы позволяют строить более сложные запросы, например:
Вопрос:
К системе теплоснабжения АО «Теплосеть» подключено 10-ти этажное нежилое здание (наименование согласно выписке из ЕГРН – административное с торговыми помещениями). На 10 этаже указанного здания расположено два жилых помещения.
Между АО «Теплосеть» и управляющей организацией, действующей по поручению каждого из собственников, заключен договор теплоснабжения с 2021 года. В декабре 2023 года создано ТСЖ.
Управляющая компания от расторжения договора отказывается, полагая, что указанные правоотношения регулируются нормами Гражданского кодекса РФ и Правил № 808, ТСЖ настаивает на требованиях расторжения договора ТСО с УО и заключения такого договора с ТСЖ, полагая, что правоотношения регулируются нормами Жилищного кодекса РФ.
Правомерно ли в сложившейся ситуации заключение двух договоров: с ТСЖ – в части предоставления тепловой энергии для жилых помещений и с управляющей организацией – в части снабжения тепловой энергией для нежилых помещений? Или должно быть другое решение по данной ситуации?
Вопрос:
Многоквартирные дома, находящиеся в управлении УО оборудованы индивидуальными тепловыми пунктами (далее – ИТП) и коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной воды.
В ИТП поступают ресурсы – тепловая энергия, поставляемая теплоснабжающей организацией, и холодная вода, поставляемая Водоканалом, которые используются УО для подогрева закупленной холодной воды до необходимых температурных параметров.
На территории субъекта не утвержден норматив на ГВС на СОИ и норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды для МКД с индивидуальными тепловыми пунктами (внутридомовой водоподогреватель), соответственно, управляющая организация не может отдельно рассчитать составляющие коммунальные ресурсы на СОИ по ГВС в составе платы за содержание жилого помещения.
Договор между теплоснабжающей организацией и УО на поставку тепловой энергии для подогрева воды в целях содержания общего имущества многоквартирного дома не заключен.
С учетом изложенного, просим ответить на вопросы:
- правомерно ли начисление тепловой энергии в целях содержания общего имущества в составе платы за содержание жилого помещения в МКД, в котором отсутствует централизованное горячее водоснабжение и горячее водоснабжение потребителей?
- если правомерно, то по какой формуле считать поставку тепловой энергии для подогрева воды при оборудовании многоквартирного дома ОДПУ холодной воды и при отсутствии договорных отношений с теплоснабжающей организацией?
Вопрос:
При проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по инициативе управляющей организации управляющая организация включает в бланк решения собственника для голосования по вопросам повестки дня общего собрания следующее решение «Определить место хранения документации в Государственной жилищной инспекции». Просим прокомментировать правомерность принятия собственниками такого решения.
Вопрос:
В Жилищную инспекцию обращаются граждане с жалобами на действия газораспределительной организации в части неправильного установления сроков службы газоиспользующего оборудования в целях его последующего диагностирования.
Исходя из обращений заявителей, заводы-изготовители банных газовых печей в паспорте на соответствующее газоиспользующее оборудование указывают срок службы печей в рабочих часах. При этом, расчет времени в календарных днях заводом-изготовителем по запросу заявителей был осуществлен с учетом предполагаемой эксплуатации банной газовой печи 1 раз в неделю в течение 2 часов на нагрев парильного помещения.
Вместе с тем, газораспределительная организация полагает, что срок службы банной газовой печи должен рассчитываться исходя из установленного заводом-изготовителем срока службы газогорелочного устройства, который эксплуатируется в комплексе с банной печью – 10 лет.
В связи с изложенным, с учетом того, что каждое газоиспользующее оборудование – и банная печь, и газогорелочное устройство имеют отдельные паспорта заводов-изготовителей, просим высказать мнение по вопросу – допускается ли использовать установленный срок службы газогорелочного оборудования для определения срока службы совместно используемой газовой печью.
Вопрос:
Между управляющей компанией и газоснабжающей организацией имеются разногласия по вопросу определения объемов потребляемого газа (исходя из среднесуточного потребления) в период отсутствия демонтированного прибора учета на крышной газовой котельной, которая является общедомовым имуществом и используется для оказания услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению.
Управляющая компания ссылается на позицию, указанную в постановлении Двенадцатого арбитражного суда от 25.01.2022 по делу № А12-3391/2021, согласно которой правоотношения, связанные с определением объемов потребляемого газа, где объектом газопотребления выступает блочно-модульная котельная для обеспечения коммунально-бытовых нужд (отопление и горячее водоснабжение), должны регулироваться Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства от 21.07.2008 № 549 (далее – Правила № 549).
По мнению газоснабжающей организации, данные правоотношения регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства от 05.02.1998 № 162 (далее – Правила № 162), что подтверждается выводами, указанными в постановлении Двенадцатого арбитражного суда от 11.10.2021 по делу № А12-4977/2021.
Также в обосновании своей позиции газоснабжающая организация ссылается на письмо Министерства регионального развития от 18.06.2009 № 18624-СК/14, согласно которому на договорные отношения по приобретению управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным кооперативом газа для предоставления иной коммунальной услуги, нежели услуги газоснабжения (например, теплоснабжения), действие Правил № 549 не распространяется. В таком случае подлежат применению Правила № 162.
Ввиду противоречивой судебной практики, прошу высказать позицию о том, какие Правила поставки газа должны применяться к отношениям по определению объемов потребляемого газа для объекта: крышная газовая котельная, используемая для обеспечения коммунально-бытовых нужд (отопление и горячее водоснабжение).
Вопрос:
На территории городского поселения большая часть домов – это (частный сектор) жилые дома. Незначительная часть жилых домов подключена (технологически присоединена) к централизованной системе теплоснабжения. При технологическом присоединении потребителем установлены приборы учета тепловой энергии для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса.
Во время очередной проверки приборов учета сотрудники теплоснабжающей организации обнаружили, что некоторые потребители тепловой энергии самостоятельно установили в своих жилых домах еще дополнительный источник теплоснабжения (твердотопливный котел). При закрытии запорной арматуры потребитель переходит на незаконно подключенное оборудование (котел), тем самым у потребителя тепловой энергии происходит циркуляция теплоносителя по байпасу (перемычке) по закрытому контуру, в связи с чем счет тепловой энергии на приборе учета прекращается, а теплоноситель в жилой дом не поступает.
Так как у потребителя установлен твердотопливный котел (печи) он нарушает п.20 постановления № 808, так как не потребляет поставленную ему тепловую энергию (мощность) и(или) теплоноситель и соответственно за неё не платит, так как она не была зафиксирована прибором учета. В связи с этим Теплоснабжающая организация несет убытки, так как в тарифах на тепловую энергию закладываются расходы на производство, поставку тепловой энергии, которая потребителями не приобретается.
Просим озвучить свое мнение по данному вопросу о соблюдении в указанном случае действующего законодательства.
Вопрос:
Согласно п.4 Правил № 354 потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги, в т.ч. водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
Согласно п.п. 3, 4 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 года № 776 коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем изменения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно п.42 Правил № 354 потребители оплачивают за водоотведение весь объем холодной воды, зафиксированный индивидуальным прибором учета холодной (горячей) воды, либо объем холодной (горячей) воды, определенный по нормативам потребления.
В связи с многочисленными обращениями граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, просим разъяснить, возможна ли установка дополнительного прибора учета холодной воды для фиксирования объемов холодной воды, использованной для полива зеленых насаждений, в целях исключения данных объемов из оплаты за водоотведение.
Вопрос:
В многоквартирном доме есть этаж, отведенный под встроенную парковку с разделением машино-мест. Часть машино-мест выкуплена физическими лицами, большая часть - в собственности застройщика - юридического лица. Согласно Правил № 354 собственникам нежилых помещений положено заключать прямые договоры с РСО.
Какой тариф следует применять для расчета размера платы за коммунальные услуги – электро-, теплоснабжения, горячего водоснабжения: тариф как для жилого помещения или экономически обоснованный для нежилого помещения, как для юридического лица? И влияет ли статус собственника (физическое лицо или юридическое лицо) для определения величины применяемого тарифа?
Вопрос:
УО осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами. Приказом Минстроя России от 30.12.2020 года № 921/пр утвержден СП 60.13330.2020 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха». Согласно п.6.4.11 у отопительных приборов следует устанавливать регулирующую арматуру.
Просим дать разъяснения:
- распространяется ли данное положение в отношении вновь устанавливаемых приборов отопления при замене аварийных приборов отопления в многоквартирных домах?
- данное требование является рекомендуемым или обязательным для исполнения?
- в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме препятствуют установке регулирующей арматуры, вправе ли управляющая организация обратиться в суд с иском о возложении соответствующих обязанностей на собственников?
Вопрос:
Техническим паспортом на прибор учета коммунального ресурса предусмотрен срок эксплуатации (службы) прибора учета. Имеется ли законодательный запрет проведения повторной поверки прибора учета, выходящей за сроки эксплуатации (службы) прибора учета? Можно ли использовать показания поверенного, введенного в эксплуатацию прибора учета, срок службы которого истек?
Вопрос:
Между управляющей компанией и энергоснабжающей организацией заключен договор поставки электроэнергии в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (далее – потребители) коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы собственникам помещений за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами № 354. Принимая во внимание, что не во всех квартирах установлены приборы учета электрической энергии, способные определять объем дифференцированно по времени суток, то управляющая компания начисляет размер платы за объем коммунальной услуги, предоставленной жильцам на общедомовые нужды без учета дифференциации этого объема по времени суток, как это предусмотрено п.44 Правил № 354.
На основании решения общего собрания расчет осуществляется по факту потребления электроэнергии (по показаниям прибора учета).
При расчетах с ресурсоснабжающей организацией по показаниям приборов учета образуется экономия между суммой начислений собственникам МКД за электроэнергию по действующим тарифам для индивидуальных приборов учета (квартирных счетчиков) и счетами, выставленными ресурсоснабжающей организацией по тарифу, дифференцированному по двум зонам суток (день – ночь).
За счет средств образующейся экономии управляющая организация создает резервы по сомнительной дебиторской задолженности.
Просим разъяснить является ли экономия, образовавшаяся между суммой начислений собственникам МКД за электроэнергию по действующим тарифам для индивидуальных приборов учета (квартирных счетчиков) и счетами, выставленными ресурсоснабжающей организацией по тарифу, дифференцированному по двум зонам суток (день – ночь), денежными средствами, относящимися к расходам управляющей организации на управление.
Может ли такая экономия в денежном эквиваленте использоваться управляющей организацией на свое усмотрение. Если нет, то на какие нужды МКД данные денежные средства должны расходоваться?
Вопрос:
Обязана ли РСО в расчетах с УО по договору ресурсоснабжения на СОИ руководствоваться нормами ч.9.2 ст.156 ЖК РФ и п.29(2) Правил № 491 и в отсутствии протоколов общих собраний собственников МКД о принятых решениях по расчетам за коммунальный ресурс на СОИ по среднемесячному объему потребления или по показаниям ОПУ, выставлять ежемесячно УО плату исходя из установленного норматива потребления КР на СОИ с последующим перерасчетом в 1 квартале следующего года по фактическим показаниям ОПУ?
Вопрос:
Правомерно ли решение ГЖИ о включении в реестр лицензий нового многоквартирного дома, управление которым будет осуществлять управляющая организация, в отношении руководителя которой вступил в силу обвинительный приговор?
Вопрос:
Отопительный период был завершен 24 марта 2023 года, но Теплоснабжающей организацией выставлен счет за отопление исходя из предоставления коммунальной услуги по отоплению на протяжении полноценного 30-дневного месяца.
Разъясняя свою позицию, теплоснабжающая организация указывает, что в соответствии с Правилами № 306 в случае отсутствия в многоквартирном доме коллективного прибора учета теплоэнергии, расчет размера платы за отопление производится по нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению, рассчитанного на количество месяцев в отопительном сезоне, в том числе неполных.
То есть, если отопительный сезон начался 30 октября, то будет взыскана плата за весь октябрь, а если отопительный сезон закончился 1 апреля, то плата будет взыскана за весь апрель.
Потребители считают такое толкование странным и обращаются к депутатам местного собрания. Просим подготовить обоснованное подтверждение применения такого порядка определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению для потребителей и депутатов.
Вопрос:
Многоквартирный дом оборудован тремя коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, все жилые и встроенные нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепла. Вместе с тем, 10 индивидуальных нежилых помещений в пристроенной части МКД (многоквартирный дом представляет собой единый объект капитального строительства) имеют вертикальную разводку системы отопления и индивидуальными приборами учета тепловой энергии не оборудованы. В этой части жилого здания установлены радиаторные распределители тепла.
Является ли нарушением ч.7 ст.13 Закона № 261-ФЗ оборудование многоквартирного дома, вводимого в эксплуатацию после 1 января 2012 года, вертикальной разводкой системы отопления, предполагающей организацию учета расхода теплоты только с использованием радиаторных распределителей тепла, которые не являются индивидуальными приборами учета тепла? И как определить размер платы за коммунальную услугу по отоплению в таком многоквартирном доме для собственников жилых и нежилых помещений, в т.ч. в пристроенной части многоквартирного дома, чтобы не нарушать права всех потребителей на право оплачивать объем тепловой энергии, измеренной ИПУ?
Вопрос:
В многоквартирных домах, находящихся на обслуживании Управляющей организации, установлены общедомовые (коллективные) приборы учета тепловой энергии (ОПУ). В соответствии с условиями договора на теплоснабжение жилищного фонда, заключенного между Управляющей организацией и Теплоснабжающей организацией, количество потребленной тепловой энергии в расчетном периоде (один календарный месяц) определяется по показаниям ОПУ.
До 01.01.2022 г. плата потребленной тепловой энергии производилась в соответствии с показаниями ОПУ тепловой энергии, т.е. по факту потребления.
Однако, с 01.01.2022 г. своим письмом Теплоснабжающая организация уведомила Управляющую организацию о переходе на расчеты (способ оплаты) равномерно в течение года, т.е. на 1/12. В своем письме Теплоснабжающая организация ссылается на утвержденный в течение года норматив потребления на отопление.
Управляющая организация с таким объяснением Теплоснабжающей организации не согласна. Кроме того, собственники помещений в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании Управляющей организации, изменением способа оплаты крайне недовольны, и требуют возврата на оплату «по факту». Для собственников помещений способ оплаты «по факту», т.е. только в отопительный период является более удобным, а главное «прозрачным», позволяющим контролировать расход тепловой энергии и правильность начислений по коммунальной услуге.
Просим разъяснить – могла ли Теплоснабжающая организация, ссылаясь на утвержденный норматив потребления, изменить способ расчетов без согласования на законодательном уровне такого способа, ведь на территории области не принято решение о выборе способа оплаты коммунальной услуги.
Вопрос:
Все МКД в управлении УО находятся на прямых договорах с РСО по всем видам коммунальных услуг. ОПУ электрической энергии установлены в части МКД, которые признаны аварийными в установленном законом порядке.
Энергосбыт определяет объем электроэнергии, потребленной в целях содержания общего имущества аварийных МКД, в соответствии с показаниями ОПУ и перерасчет до норматива производить отказывается. Энергосбыт считает, что в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2016), в соответствии с которой размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов в ветхих и аварийных домах на общедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления, приводится ссылка на п. 44 Правил № 354, который утратил силу с 01.07.2020 (абзац о том, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги).
Просим прокомментировать такую позицию Энергосбыта.
Вопрос:
РСО осуществляет начисление платы за отопление по жилым и нежилым помещениям МКД. Общая площадь жилого помещения берется исходя из суммы площадей жилых и нежилых помещений, полученных из выписок Росреестра, а площадь МОП - исходя из данных техпаспорта (неактуализированных данных времен постройки МКД, например, 1978 года).
Государственная жилищная инспекция при рассмотрении жалобы потребителя на начисление платы за отопление по данным, отличным от сведений Росреестра, указала на необходимость применять сведения, содержащиеся в Росреестре, исходя из положений п. 4 Правил № 491.
Ввиду расхождения данных Росреестра, неактуализированного техпаспорта МКД, а также данных ГИС ЖКХ (все 3 источника содержат противоречивые друг другу сведения), в целях урегулирования данного вопроса, просим привести нормы законодательства (по возможности со ссылками на решения судов), согласно которым можно определить достоверный источник информации о площадях при расчете платы за коммунальные услуги.
Вопрос:
Наша организация – РСО. В собственности юридического лица (Банка) находится жилое помещение, в котором отсутствуют постоянно или временно проживающие граждане. ИПУ горячей и холодной воды тоже отсутствуют.
Правомерно ли при определении объема коммунальной услуги по горячему водоснабжению и водоотведению по жилому помещению применить п.56(2) Правил № 354, учитывая количество собственников?
Вопрос:
На город установлен единый норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды. Он ниже, чем складывается по факту, всего лишь 0,035 Гкал./м3. Пересмотр возможен при предоставлении расчетов, выполненных методом аналогов, поскольку пункты 21 и 22 Правил № 306 закрепляют приоритетность метода аналогов для определения нормативов потребления коммунальных услуг. Однако, регулирующий орган отказывается пересматривать норматив, ссылаясь на разъяснения Минстроя России о том, что измерения прибором учета тепловой энергии расходов тепловой энергии на подогрев воды являются некорректными.
Просим пояснить возможность использования сведений, полученных в результате измерений количества тепловой энергии в горячей воде коллективными (общедомовыми) приборами учета при расчете норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды с применением метода аналогов.