Представляемый ниже комментарий к правилам соблюдения организациями ЖКХ Закона № 152-ФЗ подготовлен по результатам проведенного ЗАО «АКЦ Жилкомаудит» в г.Москве семинара 6-8 декабря 2011 г.
Обсуждаемые вопросы
¨ Наиболее распространенные нарушения в сфере ЖКХ по соблюдению законодательства о персональных данных (далее – ПД)
¨ Могут ли УО, ТСЖ, РСО и РКЦ обрабатывать персональные данные граждан без получения согласия граждан?
¨ Будет ли нарушением закона и для кого, если согласие на обработку ПД граждан получит РКЦ?
¨ В ЖКХ часто привлекают к начислению платежей граждан иные организации по агентским договорам (пример – ТСЖ или РСО привлекают УО). Правомерно ли привлечение агентов с передачей им персональных данных граждан. Согласие всех граждан на передачу их персональных данных иным лицам (агентам) получить невозможно!
¨ Считается ли передачей персональных данных представление управляющей организацией в адрес ресурсноснабжающей организации заявлений граждан об их отсутствии в жилых помещениях для подтверждения уменьшения объемов воды для целей ее оплаты по договору между УО и РСО в домах, где отсутствуют общедомовые приборы учета воды?
¨ Часть 7 ст.5 Закона № 152-ФЗ устанавливает обязанности оператора уничтожить персональные данные по достижении целей обработки. Означает ли это, что при смене УО на доме или расторжении договора с УО и создании ТСЖ, УО обязана уничтожить все ПД граждан и не имеет права их передать другой УО (ТСЖ). Получить ПД всех жильцов новой УО – невозможно. Получить согласие о передаче ПД другой УО (ТСЖ) от всех жильцов также невозможно. Это проблема? Или есть вариант ее решения?
¨ Один из собственников помещений желает инициировать общее собрание собственников и требует от управляющей организации или ТСЖ предоставить ему информацию о всех собственниках, чтобы подготовить письменные извещения, подсчитать общее количество голосов (по площади каждого помещения), определиться с количеством извещений (по количеству собственников) и т.д.. УО или ТСЖ отказывают в предоставлении такой информации, ссылаясь на Закон №152-ФЗ.
¨ В Жилищный кодекс РФ внесли новые нормы ч.2 и ч.3 ст.143.1 ЖК РФ о праве каждого члена ТСЖ и нечлена ТСЖ, т.е. каждого собственника помещения в доме знакомиться с документами ТСЖ, в т.ч.: о регистрации ТСЖ, с реестром членов, о голосовании на общем собрании членов ТСЖ, с протоколами общих собраний. Все эти документы предусматривают содержание информации о персональных данных конкретных собственников, указанных в таких документах.
Как такая обязанность ТСЖ передавать запрашиваемые собственником документы для ознакомления с ними, соотносится с Законом № 152-ФЗ?
¨ Является ли нарушением Закона №152-ФЗ доставка гражданам платежных документов без их конвертирования?
¨ Если РКЦ не может обрабатывать ПД граждан без получения согласия на то оператором, кто будет печатать платежный документ и осуществлять его доставку гражданам?
¨ Может ли РКЦ или УО, ТСЖ, РСО передавать информацию о ПД граждан Администрации МО для формирования муниципальной базы информационных ресурсов.
Представляем комментарий к планируемым изменениям законодательства в сфере развития рынка платежных услуг, который был представлен на семинаре, проводимом ЗАО «АКЦ Жилкомаудит» в феврале 2011 года по теме «Об организации начисления и приема платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги в 2011 году».
БЕЛОВ Алексей Сергеевич –
заместитель руководителя Аппарата комитета Государственной Думы по финансовому рынку
ЧАПАНОВ Михаил Иванович –
главный советник Аппарата комитета Государственной Думы по финансовому рынку